САлиса, почему вы решили попробовать себя в режиссуре?

В нашей профессии (я про актеров) это не часто, но случается. Все просто: ты хочешь рассказать историю и иметь над ней контроль. Это произошло и от недостачи материала, с которым было бы интересно работать. У нас есть прекрасные режиссеры, но у актера в основном небольшой выбор. Можно, конечно, развивать в себе терпение, это прекрасное качество, которому меня с детства в балете учили и которое я хорошо практикую. Но актеру необходимо развиваться. Нам как воздух нужны интересные работы. Поэтому я набралась наглости и решила: раз не предлагают то, что нравится, нужно самой придумать то, что мне было бы интересно. И опять же, я всегда пробовала силы в разных областях, и тут важная, конечно, история — найти единомышленников. Мне повезло, я встретила людей, с которыми на одной волне. Да, у меня давно были какие-то задумки в голове, какие-то отдельные отрывки сцен, диалогов, но в историю они не складывались, это были просто наброски. А в Америке, где я часто бывала, в какой-то момент познакомилась со сценаристом Майклом Грегором, он стал моим другом и соавтором. Мы решили, что нам интересно попробовать вместе что-то написать. Отсюда появился сценарий на английском языке.

СПочему не на французском или, чего уж там, русском?

Мне хотелось рассказать универсальную историю. Любой язык, конечно, несет в себе культурные коды, а английский все же международный язык. И я, пожив в Америке, в общем, понимаю систему координат и очень люблю американских драматургов, люблю, как они пишут, и было, честно говоря, интересно попробовать что-то именно вот в таком стиле написать. Хотелось бы верить, что получилось.

СПоэтому и снимать решили в Америке?

Нью-Йорк — идеальное место действия для нашего сценария, но мы никогда не думали, что появится возможность там снимать. Такое небольшое чудо произошло с нами. Просто мне кажется, что наш сценарий пропитан духом этого города, хотя в фильме не показан ни один не то чтобы туристический план города, а не показан город вообще.

СВаш фильм продюсирует молодая компания HYPE production, в активе которой «Холодный фронт» Волобуева и «Ученик» Серебренникова.

Прекрасная команда, они с такой молодой дерзкой энергией, с любовью к кино, к своему делу. Нас познакомил Роман Волобуев, который как-то позвонил мне, мы разговаривали, и он вдруг спросил: «А что у тебя с тем твоим сценарием?», я ответила: «Ничего», потому что в какой-то момент все мои работы по этому проекту остановились. Часть денег я нашла, но когда стала разрабатывать план производства, поняла, что если и дальше так пойдет, административный ресурс поглотит меня, и я набила много шишек, теперь думаю, что очень хорошо, что все именно так произошло, это прекрасный опыт. В общем, Роман познакомил нас с Ильей Стюартом, он посмотрел сценарий, его заинтересовало, и мы начали работать.

СКак проходил кастинг и насколько сложно и снимать, и сниматься?

С одной стороны, конечно, непросто, но с другой — поскольку я была, что называется, «внутри процесса», как метроном, который регулирует общий ритм, интонации, градус игры, мне легче было контролировать это движение. У меня была замечательная кастинг-директор, и когда мы отправили ей сценарий, я волновалась: совпадем ли, кого она предложит… Она позвонила, сказала, что ей понравился сценарий, мы начали работать, и она предложила, на мой взгляд, замечательных актеров, все сошлось.

СВы быстро сняли кино?

16 съемочных дней у нас было. Каждая смена начиналась в четыре утра, заканчивалась в два часа дня, это было невероятно сложно: шестнадцать ночных смен, в какой-то момент казалось, что мы все сойдем с ума, но ничего, выдержали.

СДля вас прежде всего эта история о чем?

О проблемах коммуникации между людьми. Всегда сложно ответить на вопрос: «Скажи, а вот о чем твой фильм?» Вообще, для меня это отголосок «Прошлым летом в Мариенбаде» Алена Рене… И мне хотелось рассказать историю о поколении людей, которые размышляют на тему: я могу прожить другую жизнь, и что было бы, если бы в какой-то момент я сделал другой выбор? Я это вижу сплошь и рядом, может быть, конечно, это возрастной такой момент, но мне интересно, где вот эта грань, когда можно было сделать выбор и как нужно было сделать, как бы жить по-другому. Понятно, что не надо жалеть о прошлом, надо жить сегодняшним днем, но это не отменяет человеческой природы, которой свойственен поиск. Я и сама отношусь к группе людей, которым интересно на эту тему размышлять. Мы все в определенной степени ходим по кругу, попадаем в одни и те же ситуации, пока сами себе не найдем механизм, который изменит наш маршрут.С