За восемь лет работы провинциальный губернатор Игорь Цаплин порядком устал от своей должности — ему хочется строить детские площадки и отдыхать, но соратники все-таки втягивают его в предвыборную гонку. После того, как только что построенный по губернаторской инициативе мост через Волгу разрушился на глазах у всего города, выиграть почти невозможно, но бывшие сотрудники радиостанции «Как бы радио» все-таки берутся за эту задачу.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

На первый взгляд кажется, что вторая часть «Дня выборов» похожа на первую: герои снова разворачивают абсурдную, но эффективную пиар-кампанию и находят на свою голову разные приключения. Но вторая часть явно получилась более актуальной и злободневной, чем первая. По городу разъезжают казаки на мотоциклах, а московские кураторы выборов никак не могут решить, кого же из кандидатов им поддержать. В итоге они на свой страх и риск решают: пусть город сам выбирает, демократии быть. И один из героев, узнав об этом, с удивлением комментирует: «Смело!»

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Но все-таки злой сатиры тут нет, и зрители, выходя из зала, улыбаются, а не погружаются в тяжелые размышления о судьбах России.

— Фильм получился совсем не злым, — рассказала Дарья Байдук. — Тут правдоподобно и в то же время по-доброму показана жизнь регионов, так что впечатление остается светлое. Но в то же время это и трезвый взгляд на наши реалии со стороны. Думаю, продолжение «Дня выборов» удалось.

Как рассказывает режиссер фильма Александр Баршак, когда команда выбирала город для съемок, искали какой-нибудь приволжский административный центр и задумались об Астрахани. «Там будет +40, все будут потные и выразительные!» — обрадовался художник-постановщик. Выбор был сделан. Съемки начались в марте, а в это время в Астрахани свирепствует сильный ветер — такой, что иногда режиссер старался как можно реже выходить из машины. Но о выборе города команда все-таки не пожалела. Местные жители и администрация очень обрадовались съемочной группе и, как могли, помогали с работой — находили актеров для массовки и подходящие места для съемок.

— Я уже успел прочитать несколько снисходительных рецензий на фильм, — рассказал режиссер. — Некоторые ждали, что мы снимем злой фильм, с разоблачением «каруселей» и с жесткой сатирой, но у нас все-таки была немного другая задача. Первая часть «Дня выборов» для меня стала метафорой уходящих 90-х, и хотелось, чтобы новая картина тоже стала такой вот метафорой, только для нового времени, и в то же время чтобы в этом было что-то вневременное. В конце я даже решил обратиться к Гоголю.

Действительно, в финальных кадрах автомобиль «Волга» летит по воздуху через одноименную реку, как тройка Русь, и каждому вдруг становится ясно, что и предвыборный фарс, и часы на руках чиновников — все это уже старая, как сама Россия, история. Меняются герои и костюмы, а сами сюжеты еще много раз повторятся и никогда не перестанут быть актуальными.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин