К юбилею музея Василий Церетели решил полностью его преобразить: сейчас все здание на Петровке, 25 занимает большая выставка актуального российского искусства, на которой представлены все главные современные российские художники: Дубосарский и Виноградов, Олег Кулик, Сергей Шутов, Валерий Кошляков, Айдан Салахова, Тимур Новиков, Анатолий Осмоловский, Виктор Алимпиев, группа АЕС+Ф, «Синий суп» — всего около 150 авторов.

Юрий Аввакумов, изначально приглашенный Церетели в качестве архитектора выставки, стал основным куратором и идеологом проекта. Именно с подачи Аввакумова главным героем выставки стало само здание музея, рассказал Василий Церетели.

У здания, построенного в конце XVIII века архитектором Казаковым, богатая история: сначала это был жилой дом — особняк купца Михаила Губина, потом частная гимназия Креймана, в советское время — клиника, Институт физиотерапии и ортопедии. Последние 10 лет здесь располагается Музей современного искусства.

По словам Аввакумова, в бывшем жилом доме очень трудно показывать произведения современного искусства.

Авторам проекта пришлось отказаться от привычного представления о музее как о коробке, где на белых стенах висят произведения искусства. «Через работу с этим зданием мы пытались его как следует понять и прочувствовать. Мы вскрывали ниши, мы раскрыли забитые и забытые гигантские гризайли на парадной лестнице. Они были закрыты гипсокартоном, и никто не помнил об их существовании. А теперь их видят все. Мы отнеслись к каждому залу, к каждой комнате бывшего особняка как к помещению, наполненному людьми, когда-то этот дом населявшими. Мы представили себе, что живем среди призраков и фантомов», — рассказывает Аввакумов.

Идею экспозиции подсказало само устройство дома. Юрий Аввакумов рассказал, что в нем очень четко разделены жилые и публичные помещения: третий этаж — жилой, там были спальни, второй этаж — парадный, с залами, где проходили балы, с парадными столовыми, парадными спальнями, на первом этаже находились конторы и служебные помещения. По этому принципу и распределили по этажам работы. Первый в соответствии со своим назначением остался «потребительски-торговым» — там висят работы, связанные с потреблением, с медиапотоками. Все, что связано с условно-возвышенным, сакральным, религиозным, общественным (включая тему войны или утопии), — все это оказалось на втором этаже, а вещи, связанные с приватным, частным, телесным, — на третьем.

Сотрудники музея очень внимательно изучали историю дома, выясняли, что было в каждом из 27 его залов. Теперь про каждое помещение известно, что и когда в нем находилось. Например, зал №21 — это бывший зал бальных танцев, зал гимназического театра и конференц-зал Института физиотерапии и ортопедии. В нем собраны «парадные» произведения «звезд»: Виноградова и Дубосарского, Кошлякова, Кулика, Новикова, Шабельникова и Шутова.

Над вестибюлем две цитаты из Пригова — «его высказывания увековечены так, как это сделано на станции метро "Курская"», поясняют устроители.

В коридорах картин нет, там стоят зачехленные стулья, на которых лежат каталоги прошлых выставок. «Чтобы сесть на стул, вы будете вынуждены взять в руки каталог», — говорит Аввакумов. Двери сняты с петель и стоят рядом с проемами. На них стенды с рассказом о каждом зале.

Василий Церетели рассказал, что помимо главной выставки к юбилею приурочена большая параллельная программа: «17 декабря в здании в Ермолаевском переулке совместно с галереей XL мы открываем прекрасную выставку Константина Звездочетова "Не выдержал", а 16 декабря на Гоголевском бульваре у нас открываются сразу три разные выставки: одна — советское искусство 30-40-х годов (cоцреализм), другая — 70-80-х, обе из фондов РОСИЗО, третью выставку мы открываем к 90-летию государственной коллекции музыкальных инструментов, она посвящена скрипкам». Дальнейшая выставочная программа расписана у музея до 2012 года.

Подробнее о Музее современного искусства, его проблемах и планах на будущее Василий Церетели рассказывает в своем блоге.

 

Тата Зарубина