Фото: Егор Слизяк
Фото: Егор Слизяк

В усадьбе Муравьевых-Апостолов открылась выставка «Генезис» фотографа Себастио Сальгадо. Сальгадо, герой документального фильма «Соль Земли» Вима Вендерса, получил уже все призы, которые только может получить фотожурналист, а его фотокниги «Другие Америки», «Сахель. Человек в беде», «Рабочие. Археология индустриальной эпохи», «Миграции» и вышедший в 2013 году «Генезис» стали бестселлерами. На протяжении десятков лет ключевыми темами его работ были войны и беженцы, тяжкие условия жизни местного населения Афганистана, Кувейта, Югославии, голод и нищета в Африке и Латинской Америке. После того как фотограф стал свидетелем геноцида в Руанде, он решил больше не высказываться на остросоциальные темы и переключился на другую тематику: черно-белые кадры запечатлевают флору, фауну и людей, которых не затронула цивилизация. Цвет не нужен — он отвлекает, и каждый способен домыслить его сам.

«Генезис» — это результат восьми лет экспедиций и возможность увидеть первозданный мир, который, как нам казалось, давно исчез, но на самом деле сохранился в далеких пределах нашей планеты. Выставка тематически разделена на пять частей, отображающих пять регионов, в которых Себастио Сальгадо побывал с камерой, объясняют гиды Михаил Макаров и Светлана Балашева, которые провели экскурсию по экспозиции для участников проекта «Сноб».

Планета Юг

У животных в Антарктиде, которой посвящен зал Южного полюса, нет страха перед человеком, они позволяют приближаться к себе настолько, что у детеныша морского слона фигура фотографа отражается в глазах. Айсберг, вода в котором замерзла десятки тысяч лет назад, похож на дворец или зиккурат, а его выступы заняли антарктические пингвины.

Себастио Сальгадо вспоминал о встрече с южным гладким китом, о чем рассказал  Михаил Макаров: «Одного движения плавника кита было достаточно, чтобы опрокинуть лодку фотографа, но гигант вместо этого осторожно подплывал к людям, позволял себя фотографировать и даже гладить. Это огромное животное было настолько чувствительно, что у него от человеческих прикосновений выступали мурашки и дрожал хвост».

Африка

В «африканских» залах с фотографий смотрят люди племен динка, химба и мурси — того самого народа, женщины которого носят огромные диски, вставленные в растянутые губы. Первоначально женщины таким образом избегали рабства, намеренно уродуя себя в глазах европейцев. Однако со временем трансформировалось понятие красоты — диск в губе превратился в способ демонстрации благосостояния. Еще один атрибут красоты среди африканских племен — фигурные надрезы по всему телу, после инфицирования и нагноения эти раны затягиваются и превращаются в рубцы. Шрамы на теле говорят о положении и роли в племени, родовой идентичности и зрелости.

Фотограф считает самыми опасными животными Африки слонов. Когда на них ведется охота, слонам остается либо прятаться от людей, либо атаковать, и атакующий слон, который несется на машину Сальгадо и взметает клубы пыли, пугает даже с фотографии.  

Фото: Егор Слизяк
Фото: Егор Слизяк

Северные пространства

Фотограф побывал на территориях, омываемых Северным Ледовитым океаном: Аляске, севере Канады, Гренландии, острове Врангеля и в Ямало-Ненецком автономном округе, где жил среди ненцев-оленеводов. Фотографии фиксируют жизнь в чумах и период полугодовой кочевки, когда нужно было переходить Обь, где река в ширину достигает почти пятидесяти километров — тогда белая земля и белое небо сливаются, люди перестают ориентироваться и доверяют поиск пути оленям, у которых очень хорошо развито чутье.  

Фото: Егор Слизяк
Фото: Егор Слизяк

Острова

Следующий зал посвящен заповедникам, которые располагаются на островах: Галапагосских, Папуа — Новой Гвинеи, Индонезии, Мадагаскаре. Проживающие там племена вряд ли смогут приспособиться к цивилизованному образу жизни и могут сохранить свою культуру только в изоляции. Потомки каннибалов из племени короваи из-за зыбкой почвы строят свои жилища на верхушках деревьев, где их также не достанут дикие животные и злые духи. Попытка правительства Индонезии выдать им одежду была неудачной: они не умели стирать белье и начали страдать от кожных заболеваний.

Фотографии с праздника Синг-Синг показывают, что влияние цивилизации может быть и благоприятным. Участники из Папуа — Новой Гвинеи приезжают на праздник в нарядах, которые отражают особенности их племени и места проживания: племена до сих пор поклоняются своим тотемным животным и подражают им при создании костюмов, в церемониальных музыке и танцах. Проведение фестиваля помогло сдружить племена и остановить междоусобицы.

Народы, оказавшиеся в природных резервациях, представляют особый интерес для этнографов, ведь, изучая их, можно узнать, не прибегая к археологии, как жили люди при родовом строе. Многие до сих пор не контактируют ни с цивилизацией, ни с другими племенами, не умеют обрабатывать железо, а семьи в нашем понимании у них не существует вовсе.

Сальгадо очень хотел посетить Галапагосы: именно там Чарльз Дарвин пришел к своей теории эволюции. Снимая там черепаху-долгожителя, которой около 150 лет, Сальгадо надеялся прикоснуться к истории: ведь она, возможно, лично видела Дарвина.

Тропические леса Южной Америки

В залах Амазонии и Пантанала с фотографий на нас смотрят крокодилы. Кажется, что видишь огни большого города, которые оказываются глазами многочисленных хищников в озере. Возможно, предполагает гид, фотограф намекает этой метафорой, что современный город также населен рептилиями.    

Амазония всегда была труднопроходимой: реки не судоходные, перепады высот создают водопады, вода в которых не достигает дна в виде струй, а разбивается в мельчайшую пыль. Тем не менее люди годами нещадно эксплуатировали территории и частично разрушили экосистему региона. Сальгадо, родившийся в Бразилии, считает, что люди должны сохранять заповедные территории и восстанавливать то, что человек успел уничтожить. Поэтому некоммерческая организация «Институт Земли» Себастио Сальгадо и его жены возрождает экваториальные леса континента и уже высадила около двух миллионов деревьев.