Смирнова, Кардаш, Крысанова. Три главные фигуры московского балета
[stamp-one]Для иллюстрации этого материала мы выбрали три фотографии из фотосъемки. Полностью съемку вы можете увидеть в бумажной версии журнала.
Это поколение могло бы стать потерянным, и для многих потерянным оказалось. Но не для них, не для трех моих танцовщиц. Помог талант, помогло упорство, помогла удача. И складывается все не так уж плохо. Есть сложные партии и классические роли, есть зрительский успех, есть, наконец, признание: «Золотая маска» в одном случае (у Екатерины Крысановой), первая премия на первом телевизионном конкурсе «Большой балет» во втором случае (у Ольги Смирновой), а в третьем случае (у Оксаны Кардаш) – премьерное выступление, отмеченное как главное событие прошедшего сезона, наряду с миланскими и рижскими выступлениями Михаила Барышникова, в анкете, проведенной газетой «Экран и сцена». Почему вообще возникла тема потерь и что действительно можно было потерять в своей профессиональной жизни? И что потеряли три танцовщицы, которых я считаю самыми интересными танцовщицами, выступающими сейчас на главных московских сценах? Потеряли многое – возможность работать в театре в момент его взлета, его движения к новизне, его открытий, его громких побед и, может быть, даже громких поражений – всего того, что называют творческой атмосферой, которая возникает тогда, когда в труппу приходит лидер. Такой лидер был несколько лет назад – Алексей Ратманский, и Екатерина Крысанова должна хорошо помнить пятилетие пребывания балетмейстера в Большом театре. Совсем молодую Катю он очень ценил, она же блистала в его балетах («Светлый ручей», «Утраченные иллюзии», «Русские сезоны»). Но счастье было недолгим, непозволительная грубость одного из премьеров, непростительное безучастие других – все привело к тому, что, выполнив – и даже перевыполнив – контрактные обязательства, продлевать договор Ратманский не захотел и балетная труппа вновь оказалась – как это было до него – у разбитого корыта.
И Крысановой, прелестно беззаботной Крысановой, пришлось-таки вступить в борьбу, проявить характер – оказывается, характер у нее есть – и добиться своего права на роль, ту самую роль Катарины из балета француза Майо «Укрощение строптивой», которая поначалу ей не была дана, но за которую она и получила «Золотую маску».
А у Смирновой – другая беда: ее нежный талант стали эксплуатировать необдуманно и чрезмерно. Умная, осторожная и заботливая Марина Кондратьева, ее педагог, ничем помочь не смогла; в результате – ранняя травма, к счастью, теперь залеченная.
Так обстоит дело в Большом театре. А в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где служит Оксана Кардаш, ситуация немного иная: беспокойную жизнь наполняют постоянные приезды зарубежных знаменитостей или их ассистентов, недолгих гостей, но своего постоянного лидера давно, после трагической гибели Дмитрия Брянцева, нет, а потому репертуар складывается, как правило, из заимствований – что называется репертуарный second hand, более или менее удачный. Как раз в такой бестолковой и грубо изувеченной «Баядерке», перенесенной не из Мариинского театра, где она идет и сейчас, а откуда-то из зарубежного далека, в котором можно позволить себе все что угодно, неожиданно заявила о себе Оксана Кардаш, и не в главной, а во второй по значимости роли, далеко оттеснив эту главную роль самой баядерки и вернув утраченный смысл всей постановке. Нечто подобное произошло и сейчас – в «Лебедином озере», заслуженном и даже легендарном спектакле Музыкального театра, куда Оксана получила доступ только потому, что внезапно заболела другая балерина.
Таковы, повторим это, варианты профессиональной судьбы, которые даны лучшим из лучших. Либо ты берешь эту судьбу в свои руки – вариант Крысановой. Либо тебе протежирует начальство, небережно используя твой талант, – вариант Смирновой. Либо тебе улыбнулась случайная удача – вариант Кардаш. Но теперь надо представить и их, трех наших избранниц. Здесь тоже три варианта, три художественных темперамента, три различные балетные школы.
Крысанова – типичная премьерша Большого. Наделенная витальной энергией, артистическим блеском и особым дансантным обаянием, она увлекательно танцует и балетную классику, и балетную современность, победоносно распоряжаясь многими сложностями старого и нового танца. И на сцене, а теперь мы понимаем, что и в жизни, она любит и умеет одерживать красивые победы. Как и положено премьерше, Крысанова – виртуозка, но ее виртуозность не вымученная, а веселая, полная фантазии и игры, полная танцевального остроумия, что, признаем, встречается нечасто. Конечно, она прирожденная комедийная балерина. Но ее влечет высокая драма, и полагаю, что в шекспировском балете, который вроде бы будет поставлен через год, она получит ту роль, для которой и создана, – роль Джульетты. Эту роль она танцует уже давно – в других балетах.
Смирнова – такая же типичная «вагановка», волей обстоятельств и благодаря энергии Сергея Филина, руководителя труппы Большого, не попавшая в Мариинку, где, возможно, ее место. Место это сейчас пустует. Молодые танцовщицы такого типа и уровня там не появлялись давно – после Лопаткиной, Вишневой и Павленко. Но случилось так, как случилось, московским балетоманам повезло, и мы увидели то же, что видели очень давно, на дебютах Максимовой и Бессмертновой, хотя Ольга на них совершенно не похожа. Первое слово, которое приходит на ум, – чистота, чистота танца, чистота любого сценического движения, чистота каждой роли. Особо отметим – чистота удивительного первого арабеска. А позволив себе некоторое комплиментарное, балетоманское преувеличение, скажем так, «бриллиантовая» чистота, имея в виду «Бриллианты» из балета Баланчина «Драгоценности», где танцевала в свой первый сезон Смирнова и где родилась ее московская слава. А петербургская слава родилась раньше, когда на выпускном спектакле Вагановского училища Оля станцевала акт «Теней» из балета «Баядерка». Всю «Баядерку», но уже в академическом варианте, с этим самым бессмертным актом «Теней», Смирнова танцует и в Москве, демонстрируя все то, что необходимо: благородную манеру, строгий сдержанный лиризм и главное – данный лишь избранным артистам священный огонь, во славу которого и создан легендарный старинный спектакль.
Кардаш – тоже типичная балерина, но другого театра – Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Поразительно, что именно в ней, в ее танце, в ее артистической сущности возродился тот образ танцовщицы-артистки, который еще более полувека назад создавал лидер театра Владимир Павлович Бурмейстер, представивший тогда же свою оригинальную версию «Лебединого озера», в которой как раз и танцевала Оксана. Танцевала блистательно, очень по-бурмейстерски, ярко, нервно и драматично, – показав два резко контрастных и остро выразительных женских портрета. Столь же яркий женский портрет Оксана нарисовала в уже упомянутой нелепой «Баядерке». Совсем неожиданно и, может быть, неведомо для себя, свою Гамзатти – эту мстительную красавицу, царскую дочь, пришедшую в классический балет Петипа откуда-то из парижской мелодрамы, – Кардаш сблизила с кем-то совсем из другого художественного мира, то ли с шекспировской леди Макбет, то ли с булгаковской Маргаритой. Что-то значительное и весьма современное заиграло в старинном балете. Оксана, конечно же, одна из самых современных танцовщиц последних лет, в прямом смысле – танцовщица-модернистка. Поэтому так естественно смотрится она в алогичных конструкциях постбаланчинских мастеров, так легко проводит переусложненные кантилены. Балерину постбаланчинской эпохи, ее легко представить себе и в танцевальных спектаклях, касающихся слишком смелых тем, и даже в психоделических балетах. Пока что в балете Ноймайера она танцует пушкинскую Татьяну.
Вот три танцовщицы, вышедшие на авансцену московского балетного театра: Крысанова, балерина универсального стиля, Смирнова, балерина-академистка, Кардаш, балерина эксперимента. Они совсем разные, что очень хорошо. Важно, чтобы все это сохранилось надолго. Потому что мы видим, как в условиях балетной «безотцовщины», без подлинного лидера понемногу стираются индивидуальные черты у партнеров этих трех балерин, не так давно обещавших так много.С
Другие материалы из фотопроекта Владимира Фридкеса:
Читайте также: