Разбившийся «Боинг» в Ростове-на-Дону. Что известно о крушении

Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai разбился в ночь на субботу, 19 марта 2016 года, заходя на посадку в аэропорт Ростова-на-Дону. Погибли 62 человека: 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Данные бортовых самописцев говорят, что в трагедии виноваты пилоты. «Сноб» собрал все, что известно о катастрофе

Стрингер/РИА Новости
Стрингер/РИА Новости
+T -
Поделиться:

Расследование катастрофы

Изначально следствие рассматривало как одну из главных причин трагедии погодные условия, в том числе «сдвиг ветра». Метеорологи уже подтвердили, что на высоте 600 метров над аэропортом ветер достигал скорости 100 км/ч. Как рассказал «Снобу» авиационный эксперт Юрий Сытник, «если лайнер попал под струю ветра с другой скоростью и направлением, это создает сложнейшие условия для управления: руль просто вырывает из рук». В таких обстоятельствах может произойти несанкционированное отключение автоматики, автопилот отключается, а управление самолетом зависит от опыта пилотов.

После крушения «черные ящики» были немного повреждены, поэтому  специалистам понадобилось время. Полностью расшифровав данные, они склонились к версии об ошибке пилотов.  

Ошибка пилотов

Эксперты восстановили последовательность событий: пилоты дважды попытались сесть в аэропорту в автоматическом режиме, но из-за ветра плохо работал автомат тяги; в режиме автопилота он помогает самолету двигаться по заданной траектории.

На третий круг экипаж решил уйти своими силами: на высоте около 270 метров, не долетев до взлетно-посадочной полосы шесть километров, пилот нажал клавишу TOGA (Take off. Go around), чтобы вывести лайнер на новый круг. Пилот отключил автопилот и решил самостоятельно вести машину.

Но члены экипажа не учли специфику перехода «Боинг 737» из режима посадки в режим набора высоты: при заходе на полосу при автопилоте руль высоты лайнера отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор, наоборот, задирает нос машины. В автоматическом режиме положение рулей плавно меняет компьютер, а в случае ручного управления летчик инстинктивно тянет штурвал на себя, ставя в положение набора высоты и руль, и стабилизатор. Вместе с убравшимися после нажатия клавиши TOGA закрылками самолет вместо плавного набора высоты пошел вверх в режиме истребителя и его скорость начала падать.

В этот момент в кабине пилотов и произошел конфликт. Первый пилот, продолжая подъем, попытался набрать скорость. Второй полагал, что прежде необходимо опустить нос самолета, и начал отталкивать от себя свой штурвал. В результате в бортовой компьютер стали поступать несинхронизированные между собой команды. Летчики согласовали действия, только когда почувствовали отрицательные перегрузки, но уже было поздно: самолет несся к земле со скоростью 325 км/ч под углом около 45 градусов.

Кто из пилотов совершил ошибку, а кто пытался исправить ситуацию, установить невозможно. Голоса пилотов похожи, и в последнем диалоге они не упоминают должностей и имен друг друга. Для идентификации членов экипажа придется привлечь их коллег или родственников.

Борт FZ-981: хроника последнего полета

В 7:30 утра 18 марта Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai вылетел из Дубая в Киев.

В 13:07 он прибыл на место и спустя три часа отправился обратно.  

В 21:12 самолет приземлился в родном аэропорту. По данным сервиса Flightradar, через 20 минут он отправился в свой последний полет: из Дубая в Ростов. В ночь на субботу в Ростове был сильный ветер, из-за этого рейсы принимали и отправляли с задержками.

В 01:30 ночи 19 марта «Боинг» совершил первую попытку посадки. Ему помешал порывистый ветер. После этого самолет просто летал над городом, вырабатывал топливо и ждал удачного момента для повторного захода.

В 3:41 самолет попытался зайти на посадку со стороны города Аксай и пропал с радаров.

В 3:50 самолет задел землю крылом и упал в 253 метрах от взлетно-посадочной полосы. За крушением последовал взрыв. Не выжил никто.

Три наиболее вероятных причины крушения: техническая неисправность, ошибка пилотов и влияние погодных условий. Пока следствие исключает версию теракта.  

Boeing 737-800: что мы знаем об этом самолете

Boeing 737-800 разработан в 1994 году и запущен в производство в 1998. Существует в двух модификациях: на 162 и на 189 пассажирских мест. Наряду со своим прямым конкурентом Airbus 320 это самая популярная модель самолета в мире. Всего произведено почти 4000 самолетов этой модификации. Один только ирландский лоукостер Ryanair использует по меньшей мере 300.

За последние 10 лет известно лишь 10 серьезных происшествий с самолетами Boeing 737-800.

29 сентября 2006 года самолет бразильской компании Gol Transportes Aéreos столкнулся в воздухе с бизнес-джетом. Все 154 пассажира погибли.

5 мая 2007 года самолет компании Kenya Airways Flight (105 пассажиров на борту) исчез с радаров. В тот же день его обнаружили в болоте, при падении никто не выжил.

20 августа 2007 года самолет компании China Airlines загорелся на посадке. Никто не пострадал.

10 ноября 2008 года самолет компании Ryanair совершил экстренную посадку в Риме: в оба двигателя залетели птицы. Два члена команды и восемь пассажиров отделались царапинами, остальные не пострадали.

25 февраля 2009 года самолет компании Turkish Airlines разбился на подлете к Амстердаму. Из 135 пассажиров погибли 9. Расследование показало, что разладился альтиметр.

22 декабря 2009 года самолет American Airlines на посадке врезался в ограждение, но все обошлось.

25 января 2010 года самолет компании Ethiopian Airlines упал в море вскоре после вылета из Бейрута. 98 человек погибли.

22 мая 2010 года самолет компании Air India Express врезался сначала в навигационную антенну, а потом в ограждение взлетного поля. Из 158 пассажиров выжили только 8.

30 июля 2011 года в такую же ситуацию попал самолет компании Caribbean Airlines Flight: он врезался в ограждение и развалился пополам точно между бизнес и эконом-классом. На борту было 163 человека — двое сломали ноги.

13 апреля 2013 года самолет компании Lion Air Flight упал в море, пытаясь приземлиться в аэропорту города Денпасар (Индонезия). Все 108 пассажиров и членов экипажа выжили с минимальными травмами.

Как видно из этой статистики, чаще всего причиной катастроф становились ошибки пилотов на посадке, и только в одном случае была доказана серьезная техническая неисправность.

FlyDubai: что мы знаем об этой компании

Копания FlyDubai основана в 2009 году. Лоукостер, совершает полеты по 90 направлениям. Принадлежит правительству Объединенных Арабских Эмиратов и базируется в Международном аэропорту Дубай.   

К февралю 2016 года в самолетном парке FlyDubai было 50 лайнеров. Все были закуплены недавно, поступили в авиакомпанию с конвейера, ни один не был перекуплен у других перевозчиков.

Разбившийся самолет с бортовым номером A6-FDC был самым старым: ему было 6,7 лет. Тем не менее, «боинги» могут служить десятилетиями, и это не очень большой возраст.

За 7 лет с самолетами компании не случилось ни одного серьезного происшествия.

«Мы выражаем наши соболезнования семьям пассажиров и членов экипажа, — заявил генеральный директор компании Гейт аль-Гейт. — Мы не располагаем полными данными о причинах катастрофы и активно работаем со всеми сторонами, чтобы восстановить картину. Мы сделаем все возможное для оказания помощи родственникам погибших».

Список погибших в авиакатастрофе в Ростове-на-Дону

Во время крушения на борту находилось 18 мужчин, 33 женщины и 4 ребенка. Летели в основном граждане России, а также три украинца, узбек и индиец. МЧС России опубликовало список  погибших. Вот он.

Пассажиры:

Аллен Лариса

Андреева Жанна

Белякова Эльвира

Беспечнов Виктор

Бевзюк Виктория

Бевзюк Марина

Безгласная Юлия

Безгласный Сергей

Болгова Галина

Божко Александр

Божко Ольга

Берёзина Алина

Чеботарёв Константин

Чеботарёва Светлана

Чернов Дмитрий

Чернова Елена

Чистяков Кирилл

Чистяков Олег

Чистякова Виктория

Федянин Володимир

Гамов Валерий

Гончарова Людмила

Калиберда Елена

Калиберда Сергей

Караванцева Олеся

Карпенко Ирина

Карпенко Николай

Мисс Анжу

Катервель Айяпан

Клименко Ольга

Копосов Павел

Копосова Анастасия

Копосова Дарья

Копосова Людмила

Кравченко Татьяна

Лобода Раиса

Маяченкова Ольга

Мохон Саям

Негодаева Инна

Осипова Анна

Пакус Галина

Пакус Игорь

Шантсин Алексей

Шантсина Ирина

Шпильченко Николай

Сомина Валентина

Шершиева Анна

Тарасенко Наталья

Шехельская Светлана

Шехельский Данило

Шехельский Павло

Веремеевская Наталья

Веремеевский Александр

Веремеевский Виталий

Воронова Валентина

Шевед Лариса

Члены экипажа:

Сократоус Аристос

Алава Круз Алехандро

Курбело Каро Жавьер Алехандро

Аудрус Максим

Конфаит Алекс Доминик Йорам

Делакрус Лаура Патриция

Назирдинова Жульдуз