В галерее 16 декабря было много гостей, даже несмотря на морозы, от которых все успели отвыкнуть. В двух первых залах по стенам на равных промежутках один за другим были развешаны черепа-черепа-черепа — всего 30 авторских отпечатков из серии «Мертвые». Принты выполнены в технике «двухцветной фольги», но все немного отличаются по цвету. Сам Дэмиен Херст (Damien Hirst) на выставке не присутствовал. Многие почему-то ждали, что он приедет, хотя еще задолго до открытия организаторы предупреждали, что Херст очень занят и в Москву, скорее всего, приехать не сумеет. Гости рассматривали черепа с разным выражением на лице: кто-то с интересом, кто-то с пренебрежением, кто-то с полным безразличием, а кто-то явно пытаясь разгадать непростую загадку: почему же нас так привлекает изображение собственного черепа?

Или, может, они гадали над тем, в чем секрет баснословного успеха Дэмиена Херста, чьи выставки собирают сотни тысяч человек, а работы на аукционах неизменно бьют рекорды продаж. Так или иначе, в первых залах гости особенно не задерживались и вскоре перемещались в огромный шатер, установленный во дворе галереи.

Там играл диджей, разливали напитки, и тоже не обошлось без черепов — ими были украшены шары, подвешенные под потолком. На потолке при желании можно было отыскать даже новогоднюю елку, правда, черную:

На выставке побывал художник Алексей Беляев-Гинтовт, который, как оказалось, относится к армии поклонников Херста:

Дмитрий Ханкин подвел итог вернисажу:

Из московских предрождественских выставок эта — одна из самых честных и практически полезных. Как уже говорил Емельян Захаров в интервью перед выставкой: «Мы придумали эту выставку, чтобы все могли купить кому-нибудь в подарок на Новый год Херста, потому что 10 тысяч евро за подписанный авторский принт — это недорого».

Мария Семендяева