В основу выставки легла первая фотопанорама Москвы, которая была сделана в 1867 году с храма Христа Спасителя и издана на 16 отдельных листах. А сейчаc их составили в единую панораму длиной 25 метров — она занимает целую стену.

На открытии выступил Дмитрий Борисович Зимин, основатель фонда «Московское время», начав свою речь со слов благодарности Егору Гайдару:

Дмитрий Зимин уже рассказывал «Снобу» о том, что подобные выставки воспитывают в людях любовь к родине. На этот раз он выразил эту же мысль стихами:

В разделе, посвященном сопоставлению Москвы разных эпох, над уменьшенным вариантом панорамы XIX века висит другая, цветная, снятая уже с нового храма Христа Спасителя. Как рассказал куратор коллекции фонда Гелий Земцов, сравнение этих двух панорам позволило сделать своеобразное открытие: «Старая панорама оказалась не круговой, в ней не хватает одного листа и пропущен еще один кусок поменьше». По этим фотографиям хорошо видно, как изменился город за полтора века. Москва позапрошлого века — это, как говорит Земцов, «большая деревня» с одно-двух-трехэтажными зданиями, церквями и садами. В XIX веке с храма Христа Спасителя еще можно было увидеть горизонт, а в XXI — уже нет. Кроме того, как ни странно, современная Москва оказалась гораздо более зеленым городом.

Еще при первом издании эта панорама была размечена: на ней цифрами были отмечены 102 самых разных объекта: Москва-река, Страстной монастырь, Колымажный двор, Сухаревская башня, Вдовий дом, Знаменский переулок, Зоологический сад, деревня Шелепиха, дорога в Царицыно, загородный двор Воспитательного дома, Зачатьевский монастырь. «Цифры расставлены довольно странно — есть масса гораздо более интересных мест, которые никак не обозначены, дополнением этого списка нам и предстоит теперь заняться, хотя это будет очень непросто», — рассказал Гелий Земцов.

Пока же организаторы решили ничего не добавлять, просто написали к каждому объекту подробные комментарии и подобрали фотографии, литографии или рисунки разных эпох. По словам Земцова, виды одного и того же места, сделанные в разное время, тоже составляют своеобразную, временную, панораму города.

Завершает выставку еще одна панорама Кремля ХIХ века. Современного аналога у этой панорамы нет. Она была сделана, когда возводили  памятник Александру II, который в 1918 году снесли.

 

Тата Зарубина