Придумывая в 2007 году проект «Эшколот», мы с фондом «Ави Хай» руководствовались несколькими очень важными принципами. Во-первых, мы хотели «выйти из гетто». Что я имею в виду? На тот момент получить доступ к еврейским знаниям можно было, только отправившись в синагогу, еврейский или израильский культурный центр, то есть вступив в отношения с какой-нибудь еврейской организацией. Большинство молодых московских интеллектуалов, на которых мы ориентировались (средний возраст нашей аудитории — 30 лет), вступать в такие отношения по разным причинам были не готовы. Как вариант, можно было изучать иудаику в вузе, то есть зайти на академическую территорию. Однако тут хочется вспомнить талмудическую историю про рабби Элеазара бен Педата, который изучал Тору не в академии (бейт-мидраше/доме учения), а на рынке города Циппори (Сепфориса) — своего рода «мегаполиса» римской Палестины. Нам тоже было важно выйти из академии (университета) на улицы города, на рынок идей, совершить своего рода «интервенцию» в публичное пространство Москвы, вбросить в него идеи из древних священных текстов, из сочинений средневековых и современных философов, мистиков, поэтов и посмотреть, что получится. По времени создание «Эшколота» как раз совпало с первой волной интереса к открытым формам образования. Тогда же открылся портал «Теории и практики», начали проводиться научные лекции в ночных клубах, галереях, библиотеках, кафе, парках и т. п. — и тут мы были одними из первых.

Обстановка диктует формат. Мы с самого начала стали работать в формате событий (events), которые собирались по принципу своего рода «коктейля» из разных ингредиентов: высокого градуса академизма, эстетического переживания и разговорной интонации, то есть лекция (talk) + концерт, лекция + фуд-шоу, лекция + кинопоказ и т. п. Можно назвать такой формат edutainment (education + entertainment), но я лично больше люблю пользоваться выражением «устный нон-фикшн».

Что бы я посоветовал тем, кто хочет создать образовательный проект?

1. Не бойтесь придумывать новые форматы.

Придумывая события, мы постоянно экспериментировали, и постепенно у нас возникли оригинальные форматы: comment-party (марафон мини-комментариев к классическим текстам), парные лекции (искусствовед + библеист, историк + филолог), круглый стол — книжная презентация (Шолем/Беньямин, Арендт/Хайдеггер) и т. п. В последние годы мы начали уделять много внимания продвижению формата «медленного чтения». Сама идея появилась, с одной стороны, под влиянием традиционной практики чтения сакральных текстов (мидраш), а с другой — по аналогии с движением Slow Food — как реакция на засилье поверхностного чтения эпохи «Фейсбука» и блогов. Кроме того, мы также вдохновлялись некоторыми идеями литературоведения и философии XX века (семиотика, reader response criticism и другими). Успех первых экспериментальных семинаров «медленного чтения» был настолько сильным, что мы немедленно придумали и запустили Фестиваль «медленного чтения». Это когда несколько десятков человек выезжают либо в Подмосковье, либо в другой город (Одесса, Санкт-Петербург, Иерусалим) и несколько дней только и делают, что с утра до вечера читают книги с комментариями разных специалистов. Мы уже провели десять таких фестивалей, у каждого была своя тема: «Искусство перевода», «Параллельное чтение» (то есть сопоставительное чтение нескольких текстов одновременно), «Текст и его физический носитель» (например, рукопись, самиздат) и т. д.

2. Не нужно заставлять целевую аудиторию приходить к тебе.

Лучше делать наоборот — приходить со своим контентом в те места, которые целевая аудитория уже «обжила». Для нас выбор площадки (помимо технических и экономических факторов) диктуется тематикой события. Так, если это лекция про архитектуру, мы проведем ее там, где привыкла бывать публика, интересующаяся архитектурой (например, на «Стрелке»), если про музыку — то в каком-то клубе, если про искусство — то, скорее, местом проведения станет галерея или музей. За годы своего существования мы освоили более 60 площадок. Одни в какой-то момент закрываются («Улица ОГИ»), другие, наоборот, открываются («Электротеатр», «ДОМ 12»), и мы всегда к этому готовы.

3. Не нужно искать популяризатора, ищите хорошего ученого.

«Эшколот» против популяризации. Мы за то, чтобы ученые сами рассказывали о своих исследованиях, не снижая планки и не упрощая, но при этом так, чтобы в это мог «врубиться» любой неспециалист. Да, людей, способных на это, мало, с ними надо работать, готовить сопроводительные материалы, подстраиваться под их расписание. Зато результат — как лучшие образцы нон-фикшн, только в устной форме.

4. Не забывайте про интернет.

Все наши события профессионально транслируются онлайн, записываются на видео и аудио, сопровождаются электронными текстами. В результате мы имеем онлайн-аудиторию (сотни тысяч пользователей одного только YouTube-канала), которая значительно превышает офлайн-аудиторию.