5 причин провести уик-энд в Баку
Архитектура
Самое главное здание в Баку — это Центр Гейдара Алиева. Его архитектор — Заха Хадид, которую многие критики ругали за сервильность: якобы здание спроектировано в виде подписи азербайджанского лидера, что, на самом деле, не соответствует действительности. Но по большому счету, в Баку можно лететь только ради того, чтобы это увидеть. Центр Гейдара Алиева был открыт в 2014 году и сразу собрал коллекцию различных наград. Огромная белая постройка стоит на зеленом холме и выглядит, как летающая тарелка. Внутри здания нет прямых углов — здесь даже лестницы плавно переходят в стены. Выставки — от истории страны и, конечно, династии Алиевых до временных и постоянных экспозиций современного искусства. Фотографировать хочется бесконечно. Вокруг здания — ровные лужайки, где выставляют экспозиции с различным паблик-артом. В конце апреля тут был огромные разноцветные улитки и кролики от Cracking Art, гостившие год назад на ВДНХ. По соседству с музеем — «заправка» для машин Tesla (в Москве пока нет ни одной).
Вообще знакомство с архитектурой Баку начинается уже в аэропорту имени Гейдара Алиева (все главные постройки города носят его имя). Аэропорт пару лет назад перестроило турецкое архитектурное бюро, и сейчас он напоминает образцы лучших аэроузлов мира — Гонконга, Сингапура или новый терминал Шарля де Голля. Бакинский терминал огромен и явно рассчитан на будущие толпы туристов. Справедливости ради надо сказать, что здесь вообще все сделано с размахом и с оглядкой на Европу — например, приморский парк называется Малая Венеция, центральные торговые улицы выглядят так, что легко можно представить себя в Мадриде, Брюсселе или Копенгагене (а сами бакинцы видят сходство с Парижем), вход в метро «Бакинский совет» похож на луврскую пирамиду, а некоторые здания в центре города — уменьшенные копии Ла Скала и венецианских палаццо.
Flame Towers — «пламенные башни» — ночью становятся главным ориентиром для туристов. Три исполина в форме языков пламени, символа Баку, полностью покрыты LED-экранами и приятно мерцающим костром освещают город. Впрочем, в нулевые нефть и семья Алиевых изменили город до полной неузнаваемости, и с тех пор он меняется так стремительно, что и ориентиры, и гид бывают нужны даже коренным бакинцам, уехавшим из города в 1990-е.
Азербайджанцы гордятся своей страной: они знают о себе все или почти все, с удовольствием перескажут истории о Ширваншахах, в подробностях расскажут об отношениях между ханствами или историю нефтяного взлета Баку, породившую город в его нынешнем элегантном европейском обличье. Однако, если вы решите походить по городу с гидом, постарайтесь найти Фуада Ахундова и уговорить его провести экскурсию: никакой Google не расскажет вам больше и не погрузит так плотно в историю.
Фуада знают в городе все. Харизматичный азербайджанец, житель Торонто, выпускник Гарварда, бывший сотрудник Интерпола — это все о нем. Он приходит на встречу с толстенной папкой, где в прозрачных «файлах» тысячи фотографий из частных архивов сотен бакинских семей. Рассказывая про здание, площадь или памятник, Фуад достает из архива старые фото и показывает, как предмет рассказа выглядел 50, 100 или 150 лет назад. Его знание истории всех важных семей города просто потрясает — представьте, что о старой Москве вам рассказывает сам Гиляровский. Если не получится встретиться с Фуадом, то посмотрите записи его телепрограммы «Бакинские тайны», выходившей раньше на азербайджанском телевидении.
Нефть и зороастризм
Тема нефти — главная в Баку. Именно нефть стала причиной его расцвета еще в конце XIX века и дала ему яркую жизнь в начале XXI. Стоит выехать на десяток километров за город, как большую часть пейзажа будут занимать нефтяные вышки. Останавливаться и снимать их строго запрещено, но из окна можно сделать неплохие кадры.
Нефть и газ стали не только причиной нынешнего богатства страны, где до недавнего времени местный манат был равен евро, но и, как бы удивительно это не прозвучало, широкому распространению зороастризма. В древние времена на территории нынешнего государства газ свободно выходил на поверхность и самовозгорался. Сейчас встретить свободно горящий огонь невозможно, однако след тех времен остался не только на гербе Баку (три лепестка пламени), но и в виде построенных рядом с такими местами алтарей и храмов.
Примерно в 20 км от Баку есть подобное место — Атешгях («Дом огня»). Храм в разное время почитался зороастрийцами, индуистами и сикхами. Вполне возможно, что и до нынешних времен он донес бы свою «культовую составляющую» в виде пышущего из-под земли огня, но в середине XIX века прямо за стенами храма возвели нефтяные вышки, пламя стало ослабевать, а в начале XX века исчезло полностью. Сейчас огонь есть — благодаря подведенной прямо к алтарю газовой трубе.
События
Европейские Олимпийские игры — лишь одно из грандиозных по меркам страны событий, который происходят здесь почти каждый год. До Игр было Евровидение, к которому не только специально возвели огромный комплекс, но и закупили целый парк лондонских кэбов фиолетового цвета, которые бакинцы называют баклажанами. Сейчас в зале, где проходило Евровидение, идут концерты, а огромную Олимпийскую деревню не стали превращать в гостиницы или продавать под квартиры. Цель властей — регулярное проведение событий такого уровня, благодаря чему «деревенские» высотки заполнят спортсмены и журналисты. Ближайшее такое событие — европейский этап Гран-при «Формулы-1» — случится уже в середине июня. Помимо того что трасса, как и в Монако, проходит внутри города с его не самыми прямыми улочками, есть еще один повод оказаться с 17 по 19 июня в Баку — в цену билета входят концерты Энрике Иглесиаса, Криса Брауна и Фарелла Уильямса.
Вино
В начале 1980-х доходы от производства местного вина в бюджете Азербайджанской ССР превысили доходы от нефти. Винная сказка закончилась довольно быстро, когда развернутая Горбачевым антиалкогольная кампания привела к уничтожению примерно 95% виноградников. В нулевых энтузиасты принялись за их восстановление. На рынках и в магазинах Баку можно запросто купить популярные вина, однако, если получится выкроить время, отправляйтесь в винодельню Firelands, основанную в 2006 году торговцем вином Эльмаром Саидовым. Его вино здесь считается одним из лучших.
Ну, а первый тост в Азербайджане поднимают за мир без границ.