/ Москва

Елена Яцура: Гоняться за «Россией-88» — значит не любить свою Родину

Самарская прокуратура требует запретить фильм Павла Бардина «Россия-88»

+T -
Поделиться:
Подробнее

Фильм режиссера Павла Бардина «Россия-88» может быть признан экстремистским и запрещен к показу и распространению. Прокуратура Самарской области подала соответствующий иск в Самарский районный суд. Он будет рассмотрен 14 января, сообщает РИА «Новости».

Как пояснил режиссер картины радио «Свобода», прокуратура руководствовалась данными, предоставленными местным управлением ФСБ. Служба заказала лингвистическую экспертизу картины. По сведениям газеты «Газета», ее провел профессор Самарского областного университета, кандидат педагогических наук Шамиль Махмудов. Экспертиза установила, что в фильме содержатся утверждения, «направленные на возбуждение ненависти и вражды», а также обоснование того, что эти утверждения необходимо распространять. На сайте газеты также выложена отсканированная копия документа, содержащего выводы экспертизы.

К результатам экспертизы прокуратура добавила показания граждан Валеева О. Р. и Рустамова Р. А, которые после просмотра ленты заявили, что «материалы фильма содержат открытый призыв к разжиганию межнациональной вражды», и направила ходатайство в суд. В документе помощник прокурора области Михаил Плетнев отмечает, что «в фильме содержатся смыслы, которые могут быть истолкованы как призывы к экстремистской деятельности».

В связи с этим на основании закона «О противодействии экстремистской деятельности» прокуратура требует признать фильм экстремистским, что повлечет запрет его проката в кинотеатрах и продажу на DVD.

В интервью «Эхо Москвы» Бардин назвал сложившуюся ситуацию недоразумением: «Странно, как компетентные и уважаемые люди с высшим образованием могли перепутать позиции персонажей фильма с позицией авторов, которая явно антифашистская и антиэкстремистская». Он сообщил, что в судебном процессе вместе с ним будет участвовать сопродюсер фильма Петр Федоров (он сыграл в ленте и главную роль), а адвокатом выступит другой сопродюсер Гия Лордкипанидзе.

Елена  Яцура

   Первая реакция — к этому вроде всерьез и относиться нельзя: мы живем в прогрессивном государстве, где есть плюрализм мнений, интерес к молодежи. Более того, здесь очень хотят, чтобы у нас появилось хорошее кино. И вот выходит «Россия-88», где и плюрализм, и хорошее кино в одном флаконе. Поэтому мне кажется, что это какой-то местный произвол. Я ни за что не поверю, что за фильмом «Россия-88» можно гоняться и его всерьез запрещать. Мне кажется, что это все-таки удивительный губернский парадокс.

За моим комментарием стоит желание действенными методами бороться с абсурдом. Действенные способы — это точно не прямое выяснение отношений хоть с соседом, хоть с властью. Говорю то, что знаю — когда мы в свое время пробивали разрешение на прокат фильма «Четыре», все говорили: «Давайте напишем большое письмо, давайте поговорим». Но сработало иначе: мы откатали фильм на большом количестве людей, чья точка зрения мнениеобразующая и которые в итоге сумели донести до наших идеологических руководителей, что очень некорректно с художественным фильмом бороться, как с врагом на фронте. Ровно так мы получили разрешение.

Гоняться за такими произведениями, как «Россия-88», — значит не любить свою Родину. Ведь патриотизм — это не сладкая пилюля, а полезный витамин. Это честная и правдивая история, ни секунды не спекулятивная. История из современной жизни. Их должно быть много, и они должны быть разными, как жизнь.

«Россия-88» — никакой не манифест поколения, он так не задуман и не заявлен авторами. Попытка публично предать его анафеме придает фильму ложный смысл и профанирует позицию создателей.

Все, кто может, должны поддержать действием продюсеров картины. Не знаю, какого рода механизмы должны быть задействованы и могут работать в рамках судебного процесса: свидетельские показания, экспертное мнение? У «России-88» достаточно много сторонников, так что вместо того, чтобы молотить «какой ужас, как все плохо» или общаться с прессой, нужно позвонить Шейну, Гии Лордкипанидзе и выяснить, чем можно помочь, можно ли на судебном процессе представлять стороннее мнение, быть свидетелем, экспертом, чтобы они выиграли суд. А они просто должны выиграть суд.     

 

Комментировать Всего 33 комментария

Первая реакция — к этому вроде всерьез и относиться нельзя: мы живем в прогрессивном государстве, где есть плюрализм мнений, интерес к молодежи. Более того, здесь очень хотят, чтобы у нас появилось хорошее кино. И вот выходит «Россия-88», где и плюрализм, и хорошее кино в одном флаконе. Поэтому мне кажется, что это какой-то местный произвол. Я ни за что не поверю, что за фильмом «Россия-88» можно гоняться и его всерьез запрещать. Мне кажется, что это все-таки удивительный губернский парадокс.

За моим комментарием стоит желание действенными методами бороться с абсурдом. Действенные способы — это точно не прямое выяснение отношений хоть с соседом, хоть с властью. Говорю то, что знаю — когда мы в свое время пробивали разрешение на прокат фильма «Четыре», все говорили: «Давайте напишем большое письмо, давайте поговорим». Но сработало иначе: мы откатали фильм на большом количестве людей, чья точка зрения мнениеобразующая и которые в итоге сумели донести до наших идеологических руководителей, что очень некорректно с художественным фильмом бороться, как с врагом на фронте. Ровно так мы получили разрешение.

Гоняться за такими произведениями, как «Россия-88», — значит не любить свою Родину. Ведь патриотизм — это не сладкая пилюля, а полезный витамин. Это честная и правдивая история, ни секунды не спекулятивная. История из современной жизни. Их должно быть много, и они должны быть разными, как жизнь.

«Россия-88» — никакой не манифест поколения, он так не задуман и не заявлен авторами. Попытка публично предать его анафеме придает фильму ложный смысл и профанирует позицию создателей.

Все, кто может, должны поддержать действием продюсеров картины. Не знаю, какого рода механизмы должны быть задействованы и могут работать в рамках судебного процесса: свидетельские показания, экспертное мнение? У «России-88» достаточно много сторонников, так что вместо того, чтобы молотить «какой ужас, как все плохо» или общаться с прессой, нужно позвонить Шейну, Гии Лордкипанидзе и выяснить, чем можно помочь, можно ли на судебном процессе представлять стороннее мнение, быть свидетелем, экспертом, чтобы они выиграли суд. А они просто должны выиграть суд.  

Я думаю, что результат таких действий известен: больше людей узнает про этот фильм и больше людей его посмотрит. Все СМИ об этом расскажут. Вызовут интерес у людей. И так как я к этому фильму отношусь с уважением, то считаю, что в каком-то смысле это даже неплохо. Привлечь внимание к этому фильму стоит, и прокуратура Самарской области успешно это делает. Кроме того, она делает это очень вовремя, ведь фильм уже где-то полгода как прошел по всей России. Поэтому подавать на него в суд сейчас не очень разумно с точки зрения его запрета, а вот с точки зрения привлечения к нему дополнительного интереса — как раз наоборот.

Гия Лордкипанидзе говорит, что заседание перенесли. Связано ли это с большим резонансом (много пришло журналистов), не знаю. Так что будем следить за развитием событий.

"и озорно, и лаяй"

Такое ощущение, что какой-то очень большой объект проворачивается перед носом. Позавчера знаменитый писатель рассказывал про "нормальных пацанов", вчера обсуждали, а убийца ли Сталин (а разве нет?), сегодня кино, не обозначающее зло, а прямо на него указывающее, оказывается "экстремистским", И трудно понять, что это так величаво меняет ракурсы - не то страшный динозавр, не то - странно наряженная новогодняя елка.

А зачем же так...хм... винтажно украшена?

и не надейтесь... такие елки давно повывели...

Я считаю что фильм качественный и действительно актуальный для современной России. Как к примеру был "la Heine" для Франции 90х. Абсурдно что его пытаются запретить.

Но ведь у фильма же есть прокатное удостоверение - не означает ли это, что его можно беспрепятственно показывать по всей стране? Т.е. самарская прокуратура если хочет с кем-нибудь судиться, должна подавать иск против министерства культуры, или как?

В любом случае, если нужно где-нибудь публично выступить в поддержку фильма, всегда готов это сделать.

Вы пишете о здравом подходе, о грамотном отношении к ситуации. Разве стоит этого ждать, учитывая где дело происходит и кто участвует в нём?

Екатерина Егорова Комментарий удален

Беда какая-то с этими судами. Посмотрим чем дело кончится в более высоких инстанциях, если дойдет.

Фильм посмотрю обязательно. К сожалению, знаю семью, где мальчика просто потеряли. Он в 16 лет ушел из дома бороться за какую-то особенную Россию, стер все данные в компьютере, уничтожил телефон и сделал еще много всего чтобы его не нашли ни родители, ни милиция. Это страшно, потому что распространяется.

Очень верно подметил Консантин Кропоткин - большое что-то ворочается...

Еще до премьеры у нас был показ фильма для клуба. На мой взгляд самая сильная сторона "России 88" - кроме честности, актуальности, кроме того, что это редкий фильм о реально насущной и жуткой проблеме -  в том, что это художественная кинолента. И она снята с сочувствием к главному герою, хотя его позиция в этом мире тебе отвратительна. На этом самом показе одна знакомая сказала по-моему очень точную вещь. "Россия-88" - как лакмусовая бумажка. Люди, которым этот фильм кажется профашистским, сами в реальности как минимум ксенофобы" И правда, когда путается сочувствие к герою и сочувствие к его идеям и поступкам, это значит, что тебе наступили на больную мозоль. 

Отдаю себе отчет в том, что фильм художественный. Посмотрю обязательно

Напишите потом, как вам фильм, пожалуйста.

Мне показалось важным напомнить про наш показ - там интересная была дискуссия. А параллельно сказать, каким абсурдом мне лично кажется этот суд. А написала я в ответ именно вам, потому что меня поразила история про мальчика, ушедшего из семьи. 

С мальчиком история тяжелая. Родители, конечно, тоже руку приложили... Точнее, не приложили. Долгое время у ребенка было все, но он был предоставлен сам себе. Теперь вот такой результат. Думаю, это не единичная история, к сожалению

Мария, если это еще интересно:

История "моего" мальчика, к сожалению, закончилась. Жизнь жестче кино.

Информация тут

http://www.snob.ru/profile/blog/8792/15907

Мы все чуть-чуть ксенофобы (в строгом определении этого слова как страха перед неизвестным), но тут немного другое. Мне вспомнилась ситуация связаная с выходом в сер.30-х гг. романа Л. Фейхтвангера "Еврей Зюсс". Сам автор писал:"Евреи восприняли ее как антисемитскую, немецкие шовинисты – как еврейско-националистическую, и обе партии сильно всыпали мне." И тут же он добавляет: "Считайте найденную вами трактовку правильной. Книга, настоящая зрелая книга становится законченной лишь в общении с читателем. Она не имеет одно единственное значение, один смысл. Их у нее столько, сколько читателей"

То же можно сказать о фильме и о зрителях. Так что - будем смотреть. Обязательно

Мне особенно интересна "лингвистическая экспертиза". Ведь пару месяцев назад другой (а может и тот же) эксперт признал, что убивая кавказского подростка с криками "смерть черным" и "Россия для русских" или что-то в этом роде, убийцы не показали признаков расисткого экстремизма и поэтому их не судили по более тяжелой статье.

это и правда хороший вопрос

Потому что в фильме много как раз таких цитат, как в той лингвистической экспертизе. А еще там есть совершенно убийственный эпизод, когда главные герои идут по улицам и изображают телевизионных корреспондентов. Задают один и тот же вопрос: как вы относитесь к лозунгу "Россия для русских". Подавляющее количество ответов - положительно! Я узнавала у создателей фильма - они не говорили ничего про кино, они на самом деле изображали телевизионщиков. И хотя не все уличные интервью вошли в фильм, процентное соотношение они оставили таким, каким оно было в жизни. Оператор фильма сказал, что это был самый страшный момент съемок для него. 

"Россия для русских" может быть или шовинистическим лозунгом или нет, все зависит от определения русский. Но, конечно, у тех кто несет такие плакаты "русские" несет вполне осмысленое определение и другого пока никто не противопоставил.

Дайте уже кто-нибудь этот фильм посмотреть!

как обычно - можно скачать в сети

Ну, торренты - это вроде как некорректно. Но, если не будет иного варианта, то скачаю.

Шумиха по поводу этого фильма кажется немного наигранной. На закрытии 2-го международного  фестиваля Молодежного кино в Питере, где я посмотрел этот фильм, генеральный директор фестиваля, представляя филм закрытия, "Россия-88" сказал, что решил взять этот фильм после того как услышал, что первый показ прервался вторжением омона.

    Холеный мальчик, запомнившийся зрителям по многочисленным сериалам и фильму "Обитаемый Остров", в роли скинхеда абсолютно не убедителен, по нему слишком видно, что он живет не в маленькой советской квартире на окраине и мышцы накачал не в подвале поднимая старые покрышки. (Примерно так же, как неубедителен был Хабенский, который явно не видел в жизни ни одного дворянина, в роле Адмирала)).

Единственное, что, действительно, впечатляет в фильме, это списки погибших по причине ксенофобии, которые идут  после фильма. Ну и ребята, конечно, молодцы, что сняли такой фильм на свои деньги, тема, действительно острая.

Но, фильм "Россия-88 не передает даже частично ужасающие масштабы проблемы национальной неприязни на территории России.

Елена, если помните, на том же фестивале в Питере был польский фильм про педофилию и гей-проституцию. Этот фильм, действительно, шокирует. 

"Россия-88" больше похожа на облегченную версию "Американской Истории Х", такой ажиотаж  не понятен.

Юрий, простите, не понял: "польский фильм про педофилию и гей-проституцию" передает "ужасающие масштабы проблемы национальной неприязни на территории России"?

Константин, пассаж про польский фильм адресован Елене, в контексте художественного выражения. Оба фильма отражают серьезные проблемы в обществе. И, если после просмотра польского фильма в прямом смысле слова трясло, то "Россия-88" не затрагивает нужных "струн души".  Реальные проблемы  в фильме наоборот показаны в смягченном варианте. Намного менее политкорректно ходить по московским улицам и смотреть по сторонам, нежели показывать фильм "Россия-88".

Я думаю, что шумихи такой не было бы, если бы фильм просто, без проблем, получил прокатное удостоверение, прошел в прокате и вышел на DVD. Тогда мы могли бы спокойно обсудить его художественные достоинства, поговорить о том, что Петр Федоров снялся в фильме, когда "Обитаемый остров" еще не был в прокате, что он - не просто артист, а один из создателей и авторов "России-88". Да много о чем.

Однако, показы фильма срывались ОМОНом, призы на фестивалях в последний момент отменялись по звонку из Москвы, а теперь еще и суд.

Поэтому - здесь прав Дмитрий Ямпольский - снова возникает шумиха, снова говорим о "России 88",  - про то, как антифашистский фильм собираются судить за разжигание национальной розни.

Позволю себе заметить, что авторы фильма (передаю со слов оператора-постановщика) изначально как раз и рассчитывали ровно на то, что он без проблем выйдет и соберёт полагающиеся ему деньги в кино- и видеопрокате. Они совершенно не настраивались на всю эту драму с обиженным Сурковым, скандалом в Ханты-Мансийске, ну и далее по всем пунктам вплоть до теперешней Самары. А хотели, напротив, сделать нормальный подростковый прокатный хит - ну, типа "Зови меня Джинн", только про политику и скинов :). Чтобы заработать на нём на производство последующих проектов.

по поводу "холеных мальчиков"

выбор такого артиста на главную роль вполне понятен. смотреть два часа на неприятного человека, какой бы правдой жизни это не было продиктовано, отдельная и весьма тяжелая работа для зрителя. за этой работой можно многое важное в картине упустить. исполнитель главной роли в нашумевшем "фанатике" (на ту же тему) был весьма хорош собой, что совершенно не помешало авторам успешно донести свою мысль. а список в конце фильма - действительно сильно работает, очень точный финал. молодцы.

редкий случай, когда наш театр абсурда с его судами-запретами, принесет неплохие результаты --- еще больше народу, как в данном случае уважаемый стас жицкий, ломонется искать и смотреть "россию-88"

Этот фильм не имеет ничего общего с действительностью и создан только для зарабатывания денег, единственное,  что было действительно как в фильме в те годы когда случился пик национализма и ксенофобии в России, так это костюмы героев фильма и манера съемки на камеру, остальное - фантазия авторов почерпнутая из истории с группой Формат 18 и Максимом Марцинкевичем (Тесак). Этот фильм - склейка роликов combat 18, blood of honour, ОБ88, galant steeds, white wolf's и других, надёрганых с liveleak.com, theync.com и ютуба, подогннаный под красивый сценарий, попытка сделать новую *Американскую историю X* и его запрещение это корявый, топорный черный PR и ничего более, призваный оправдать провал в прокате. При более детальном рассмотрении создания информационного повода можно заметить почерк той самой PR-группы которая принимала участие в акции по поднятию рейтинга канала 2x2, когда его закрытие чуть ли не вызвало истерию среди молодежи, по крайней мере очень похоже. Я Вас уверяю, если бы фильм хотели бы запретить это было бы сделано сразу же, достаточно просто взять и взглянуть на историю фильмов *ФСБ взрывает Россию*, *Хроники августа*, *Хроники Беслана*, *Товарищ президент*, *Отнятое Косово*, *Уроки Русского*  и некоторые другие которые я не рискну тут называть и станет понятно, что вся эта история с запрещением *Россия 88* это нечто другое нежели попытка властей ограничить просмотр этого фильма и защита толерантности под видом борьбы с экстримизмом.