О силе публичных обещаний

На первой лекции моего курса на экономическом факультете МГУ я всегда даю одно и тоже задание студентам: прошу их взять лист бумаги и написать имя знаменитости, которую они уважают. Неважно, российская это будет знаменитость или западная, единственное условие: этот человек должен быть живым. После того как все запишут, я даю задание до окончания курса лично встретиться с этим человеком. Если встреча состоится и мне покажут фотографию, то я ставлю зачет. Причем если студент выбрал известного певца, то встреча все же должна состояться не на концерте, а максимум в составе небольшой группы фанатов.

В итоге все студенты распределяются на две группы. Первая (ее составляют 90% слушателей моего курса) плюют на задание в самом начале: думают, что оценка вряд ли будет проставляться из-за встреч со знаменитостями, и просто ничего не делают. Оставшиеся 10% студентов пытаются добиться встречи с человеком, имя которого они написали на листке. 90% из них — те, у кого в итоге встреча состоялась. Каждый год я получаю от студентов 30–40 фотографий с какими-то известными людьми. Один студент однажды прислал фотографию с Лавровым, а другой – с Сашей Грей. Видел на фотографиях и Путина с Медведевым пару лет назад.

Этот эксперимент, который я подсмотрел у одного гарвардского профессора, а не придумал сам, наглядно показывает, что 90% людей на все плевать и только 10% пытаются что-то предпринимать.

Сам я подумал, что мне тоже нужно выполнить такое задание, и написал публичное обещание в фейсбуке, что постараюсь встретиться с футболистом Лионелем Месси до конца этого лета. Я не знаю, как я это сделаю. Это для меня очень сложная задача.

Для того чтобы усилить мотивацию, нужно не просто поставить цель, нужно сделать ее публичной. Обычно бывает так, что вы решаете похудеть к Новому году, а ближе к запланированному сроку начинаете сдуваться. Публичные же обещания меняют жизнь.

Я периодически хожу в горы, и однажды я написал в фейсбуке, что взойду на гору Аконкагуа. Я собрал много лайков, но прошло время, и я понял, что я туда не хочу идти. Это далеко, гора находится на границе Аргентины и Чили, это дорого, к тому же во время восхождения довольно просто погибнуть — человек пятьдесят в год умирают. Но прошло еще время, и у меня стали спрашивать в фейсбуке, готовлюсь ли я. За месяц до предполагаемого восхождения мне написали из Федерации альпинизма России и предложили подарить все снаряжение за то, что я возьму туда флаг Федерации. После этого было уже странно отказываться.

Оказалось, что восхождение на Аконкагуа не очень сложное и это просто унылый шестидневный поход вверх. Многие погибают просто потому, что они идут не тем маршрутом или же им не везет с погодой. Вывод: не будь публичного обещания, никогда бы я туда не попал. И если для вас слава является одним из базовых мотиваторов, то попробуйте ради достижения целей давать публичные обещания — вам будет сложнее соскочить.   

На марафонах среди обычных участников бегут пейсмейкеры — люди, задающие темп. Специальное число на футболке говорит, что это пейсмейкер, и он бежит со стабильным темпом, поэтому он становится ориентиром для других бегущих. Ведь самостоятельно силы на марафон рассчитать непросто, поэтому можно просто пристроиться к этому человеку и бежать с его темпом. Пейсмейкеры обычно профессионалы: эти люди точно знают, за сколько они пробегут марафон, и они не могут не пробежать. На моем первом марафоне я нарушил это правило и бежал с майкой, на которой было написано время, за которое я хочу финишировать. В тот раз люди, бежавшие за мной, в меня верили, не подозревая, что я этого еще никогда не делал. В тот момент я не мог допустить даже мысли о том, чтобы сойти с дистанции, потому что если пейсмейкер сойдет, то и все бежавшие за ним сойдут. Поэтому мы все добежали.

Давайте публичные обещания: напишите что-то, что вы сделаете, у себя на странице, и рядом окажутся люди, которые начнут вам помогать. Но не со всеми это работает. Есть люди, для которых слава — не главное. Главным мотиватором могут быть деньги. В компании Google основатели спорят со своими сотрудниками на деньги насчет достижения бизнес-целей. Это тоже один из способов мотивации.

О правильном целеполагании

Лет пять назад я стал записывать свои цели на год: три из них связаны с бизнесом, три — с личной жизнью, еще три цели про спорт, и одну я «додумываю» для ровного счета. В итоге получается десять целей. Дальше я каким-то образом пытаюсь их достигать: список целей у меня запускается на всех моих девайсах, даже над моим рабочим столом в Сколково висит заметка с целями. Они постоянно попадаются мне на глаза. И каждый день я делаю что-то, что приближает меня к достижению целей. Уже пять лет я наблюдаю, как происходят подвижки в сторону выполнения целей после того, как я их просто записал. Обычно меня спрашивают: «Выполняются ли все эти 10 целей в результате?» Конечно, нет. По моим наблюдениям, выполняются пять-шесть из них. Но я верю в то, что если бы я их не записывал, то выполненных было бы не больше двух. Просто поверьте и запишите себе сейчас цели на год: еще можно успеть это сделать! Крайне важно: они всегда должны быть перед глазами. Записывать цели — ключ к успеху.

Ваши цели должны быть конкретными, измеримыми, адекватными и ограниченными по времени. Цель должна быть выражена в цифре: скажем, похудеть на четыре килограмма, заработать десять миллионов долларов или даже найти мужа (один муж). Не должно быть неизмеримых целей, иначе на середине пути к ее достижению вы начнете с собой договариваться и в итоге решите, что вы вроде бы ее уже достигли.

Есть такое понятие Run extra mile, то есть пробежать чуть-чуть больше, перевыполнить цель. Мне кажется, что в России это не работает. Поставьте любому сотруднику задание на работе. Только оно выполнено — все, дальше он стремиться не будет.

Однажды, когда я работал в компании Unilever, мне нужно было организовать студенческую конференцию. Директор по маркетингу Матиас спросил, сколько людей я планирую привести на эту встречу. Я ответил, что, исходя из анализа охвата публикаций в соцсетях и эффективности почтовых рассылок, я могу обеспечить присутствие 500 человек. Он предложил привести 1000 человек — просто взял и удвоил мою цель! В результате наша команда привела 667 студентов. А останься у меня цель в 500 студентов, я бы не стремился привести больше. В итоге нам заплатили полный бонус, хотя мы и не привели 1000 человек. С точки зрения постановки задач сотрудникам лучше попросить чуть-чуть больше, чем поставить неамбициозную цель, а потом за это вознаградить. Ставьте недостижимые цели, но при этом они должны быть адекватными. Если бы Матиас сказал привести 50 000 человек, тогда было бы понятно, что цель поставлена неадекватно.

Предела человеческих возможностей нет. Скорее всего, вы можете больше, чем планируете, но недооцениваете свои силы. Я на своей первой пробежке лет пять назад пробежал три километра, упал и хотел бросить бегать. В начале этого года я поставил себе цель пробежать Песчаный марафон (Marathon des Sables), причем не просто пробежать, а попасть в первую десятку финишеров. Я нашел фотографии марафона и повесил на стену, чтобы они все время были у меня перед глазами — я еще верю в визуализацию целей. И я пробежал все 250 километров марафона по пустыне Сахара.

Об эффективности маленьких шагов

В первую десятку финишеров я не попал, но попал в топ-25. Мне удалось это потому, что мне рассказали секрет: не останавливаться на чекпоинтах через каждые 10 километров, на которых дают воду. Пока ты бежишь, ты только и делаешь, что ждешь чекпоинт, прибегаешь туда, как в оазис, и отдыхаешь. Но я просто брал свою воду и медленно шел дальше, не останавливаясь. Когда ты бежишь в пустыне, хочется остановиться и постоять, отдохнуть, но когда поднимаешь глаза, то ты в шоке от того, как далеко все убежали. Там разница между стоящим человеком и тем, который хотя бы просто идет, огромна. То же самое работает и в достижении других целей: неважно, какие мощные рывки вы делаете, важно не останавливаться и каждый день делать хоть что-то, хоть один маленький шажок в сторону цели.

Эльбрус был первой горой, на которую я взошел. Я отправился туда с моим другом. Мы подготовились: были одеты во все новые вещи, у нас была идеальная экипировка, специальные часы, цветные альпенштоки, хотя они были и не нужны там. В самом начале восхождения мы встретили двух пожилых японцев. Посмотрев на них, мы бодрым шагом двинулись на штурм и оставили их далеко позади себя. Что представляет собой штурм? Вы идете и останавливаетесь, идете и останавливаетесь. Когда останавливаетесь — у вас привал. Когда мы остановились во второй раз, показалась японская пара. Казалось, что это невозможно, ведь они еле шли. Мы снова от них оторвались. Перед последним штурмом вершины люди обычно отдыхают в ложбине, мы туда тоже дошли и легли — и снова показались японские альпинисты! Они вообще не останавливались, поэтому и смогли обогнать нас. Они прошли мимо нас медленно, очень смешно, неуклюже, но догонять их у нас уже не было сил.  

Вообще я верю в связь предпринимательства с такими нудными, длинными, циклическими видами спорта, как бег, велосипед, плавание.

Как мы учим иностранные языки? Мы думаем: «Сейчас я куплю учебники, лучшие аудиогиды, скачаю приложения и начну со следующего месяца». А можно каждый день уныло и методично учить по одному слову — через год вы себя не узнаете.

О необходимости благодарить

Это общеизвестная истина: нужно быть благодарным тем людям, которые тебе помогли. Говорить «спасибо» очень важно. Но так получается, что люди забывают благодарить. Если же мы делаем подарки, то это происходит только на праздники. А я пришел к выводу, что дарить подарки на день рождения — это глупо. Потому что люди получают тысячу подарков в этот день и неважно, что именно дарят. Это не касается, конечно, самых близких, но в целом я не дарю подарки, потому что все о них забывают.

Но есть группа людей, которым я очень благодарен и которым я очень сильно обязан. Я завел файл в Excel, где записал имена этих людей, разбил год на четыре квартала и раз в квартал делаю им какой-то подарок. Люди так удивляются, когда им дарят что-то просто так. Может быть, это звучит ужасно, когда вроде бы нет искреннего порыва и ты ставишь благодарность на поток. Но теперь я не забываю благодарить людей. У американцев есть такая поговорка: give, give, give, receive. Если вы сделаете человеку добро, то существует три варианта ответа: вы получите добро, зло или не получите ничего. Они считают, что для получения добра в ответ нужно сделать добро три раза, чтобы оно запомнилось.

О поиске наставника

Людям нравится передавать знания, ведь потом можно похвастаться результатами своего ученика. Опытный предприниматель при этом не рассматривает начинающего как своего конкурента — для него это возможность передать опыт «зеленому» товарищу.    

Я руковожу ассоциацией наставников в школе «Сколково»: свожу начинающих предпринимателей с опытными. В ассоциации наставников состоят все выпускники школы. Когда студент академии приходит ко мне, например, с проектом ресторана, я ищу в базе тех, кто занимается ресторанным бизнесом. Я этих людей вместе свожу. И они начинают работать друг с другом, встречаются раз в два месяца. Это бесплатно, без доли в проекте. Я считаю пару состоявшейся после двух встреч, потому что они часто разваливаются после первой же. Очень часто в партнеры просят известных людей, учредителей школы. По моему опыту, когда наставник очень известный человек, то это скорее плохо, потому что у него нет времени. Главное при выборе наставника — не гнаться за именами и соблюдать регулярность встреч.