Рядовой запуск российской ракеты-носителя в Канаде превратился в экологический Армагеддон. Точнее, нет.

Вторая по популярности канадская ежедневная газета The Globe and Mail на днях распространила предупреждение для пилотов авиации не летать в минувшую субботу в районе моря Баффина между островом Элсмир и Гренландией. Пресса сообщила, что в этом районе должна была упасть ступень российской ракеты, которая может содержать сотни литров неиспользованного гептила — чрезвычайно ядовитого вещества. Издание привело мнение «зеленых» активистов, которые обещали этому району Арктики, где проживают белые медведи, киты, птицы, коренной народ инуиты и плавают косяки трески, экологическую катастрофу. Представители Канады даже направили России запрос с просьбой прояснить информацию о ядовитости ракеты.

Падение частей ракеты должно было произойти за пределами канадских территориальных вод, но в ее исключительной экономической зоне. Однако в Конвенции ООН по морскому праву говорится, что в исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, поэтому запретить летать российской ракете Канада не могла. Правда, если экологический баланс был бы и правда нарушен, Канада могла бы выставить России счет.

Опасения канадцев небеспочвенны. В 1978 году на севере Канады упал советский спутник с ядерной энергоустановкой «Космос-954». Сбор обломков и очистка района обошлись канадским налогоплательщикам в 9 миллионов канадских долларов. Правда, Канада предъявила Советскому Союзу счет в 6 миллионов долларов.

Новость о ядовитой российской ракете подхватили сетевые издания Канады, а в субботу, 4 июня, с военного космодрома Плесецк в Архангельской области стартовала ракета-носитель «Рокот», созданная на базе межконтинентальной баллистической ракеты РС-18Б (по классификации НАТО — SS-19 «Стилет»). Естественно, при разработке боевой ракеты, которая должна нести на своих крыльях Судный день, никто не озадачивался вопросом ее экологичности: после старта РС-18Б весь мир должен был пылать в огне.

Но снятая с вооружения ракета оказалась конкурентоспособной на рынке коммерческих услуг и превратилась в «Рокот»; у половины пусков (всего их было 20) были иностранные заказчики, в основном Европейское космическое агентство. Последний такой европейский запуск состоялся в феврале, следующий планируется на октябрь. Все это время Европейское агентство не сильно возражает против неэкологичности ракеты, больше обращая внимание на стоимость запуска.

На самом же деле в пуске «Рокота» Канаду куда больше должен был беспокоить спутник, который ракета вывела на орбиту — геодезический аппарат «Гео-ИК-2». Он должен построить высокоточную карту земной поверхности. Естественно, что данная информация будет полезна не только туристам и строительным компаниям, но и военным, в ведении которых находится применение высокоточного и ядерного оружия.

О проведении каждого ракетного пуска как боевой, так и космической ракеты любая страна должна оповестить мировое сообщество. Для этого государства, осуществляющие пуск, закрывают район его проведения, указывая координаты и примерное «окно» старта. Информация распространяется в виде NOTAM (NOtice To AirMen) — оперативных извещений об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов.

Для данного пуска «Рокота» было заявлено: RUSSIA PLANS TO LAUNCH MISSILE IN THE SPACE IN THE PERIOD FROM 1345 TO 1445 ON JUNE 04, 2016. Дальше идут координаты закрытого для полетов авиации и прохода судов района.

Трассы полетов ракет-носителей выбираются максимально удаленными от населенных пунктов, промышленных объектов и иных зон, при авариях над которыми могут появиться человеческие жертвы, произойти ЧП или пострадать экология.

Перед стартом ракету взвешивают: при перевесе ей не хватит мощности дотянуть спутник до орбиты, поэтому ни о каких сотнях литров лишнего гептила, который прольется на головы белых медведей при падении ракеты, речи идти не может. Каждая капля дорогого ракетного топлива на счету и пролиться оно может только в случае аварии, когда баки полны топлива и оно не успеет сгореть в двигателях или при падении сквозь плотные слои атмосферы. Однако полные баки бывают на начальном этапе полета, когда ракета летит над российской частью Арктики. В случае штатного полета остатки топлива, если такие и останутся в баках после выключения двигателей ракеты, просто сгорят в атмосфере при падении ее вниз сквозь плотные слои атмосферы.

Возмущенная канадская пресса особенно подчеркивала, что в мире давно отказались от использования подобного ядовитого топлива. Однако по космическим меркам это произошло совсем недавно. Последняя ракета с гептилом в США была запущена в 2005 году, Европой — в 2003 году. России осталось совершить около четырех запусков гептильного «Рокота», не считая субботнего запуска — два в интересах телекоммуникационной отрасли и два в интересах Европейского космического агентства. Но, скорее всего, пуски «Рокотов» закончатся даже раньше, так как систему управления для ракет делают на Украине, которая отказалась от участия в программах военно-технического сотрудничества с Россией.

В этом есть некая двусмысленность: переживая, что с высоты сотен километров, прогорев в плотных слоях атмосферы, что-то может упасть в экологически чистой зоне, канадские «зеленые» почему-то не осаждают штаб-квартиры телекоммуникационных корпораций Intelsat в Люксембурге и Echostar в США, которые выбрали для пусков в июне и августе другую гептильную российскую ракету — «Протон-М». Может быть, дело в том, что коммерческая выгода для правительств этих стран важнее экологии Казахстана, откуда стартуют «Протоны»?

Остатки ракетно-космической техники как падали, так и будут падать из космоса еще многие века и тысячелетия, даже если все страны завтра объявят о прекращении космических запусков. По данным головного научного института госкорпорации «Роскосмос» Центрального научно-исследовательского института машиностроения, по состоянию на 30 апреля 2016 года общее количество находящихся в космическом пространстве и каталогизированных Россией космических объектов техногенного происхождения составило 17 604 единицы, из них 1436 — это действующие космические аппараты, остальные 16 168 — космический мусор. Наибольшее количество объектов космического мусора принадлежит России (6169 объектов), США (5022) и Китаю (3631).

Таким образом, создателям мультфильма про робота-мусорщика «Валл-И» даже не пришлось фантазировать: околоземная орбита уже захламлена мусором, и он однажды вернется на Землю. Только в апреле этого года с орбиты сошли 24 космических объекта, в том числе три спутника, четыре ступени ракет-носителей, один разгонный блок, шесть других объектов ракетно-космической техники и 10 фрагментов «космического мусора».

Из них 11 принадлежали России, семь — Китаю, по четыре — США и Японии, один — Индии и один совместно Китаю и Бразилии. Большинство объектов сгорело в атмосфере, если какие-то тугоплавкие элементы и достигли Земли, то падали в океан. «Вероятность гибели людей или ущерба имуществу чрезвычайно мала. С начала космической эры в конце 1950-х годов не было ни одного подтвержденного сообщения о том, что кто-то пострадал из-за падения обломков спутников, равно как не было и сообщений о каком-либо существенном ущербе, нанесенном имуществу», — успокоило людей NASA в 2008 году, когда с орбиты сошел их крупный спутник UARS. По расчетам, около 500 кг его обломков могли достичь поверхности планеты. Однако обломки найдены не были.

Но все же сообщения об обнаружении элементов ракетно-космической техники иногда появляются в прессе: в основном до Земли долетают камеры сгорания двигателей, топливные баки, но ни разу они никого не поранили и не убили. На сегодняшний день первым и единственным человеком в истории, официально погибшим от упавшего с неба объекта, стал индийский водитель автобуса, да и то его убил метеорит, а не обломок ракетной ступени.

Пожалуй, это одно из наших немногих преимуществ перед динозаврами, которых 65 миллионов лет назад убил метеорит: они не запускали ракеты. Мы же с помощью ракет можем создать систему противоастероидной защиты и запустить на околоземную орбиту аппараты для ее очистки от космического мусора. И неизбежно при этих запусках на Землю будут падать космические объекты.