Число жителей России, которые в 2016 году сократили расходы из-за экономической ситуации в стране, выросло до 84 процентов. Кризис в стране лично затронул 79 процентов россиян. Половина опрошенных начала покупать меньше или покупать более дешевые продукты питания, одежду, косметику и предметы личной гигиены.

65 процентов респондентов рассказали, что перестали совершать импульсные покупки. Число тех, кто хотел бы не делать такие покупки, за год выросло с 5 до 35 процентов. Еще 15 процентов опрошенных сказали, что стали покупать одежду и обувь по мере необходимости, а 30 процентов заявили, что хотели бы увеличить расходы на эти товары после кризиса.

Число россиян, которые стали покупать товары под собственной маркой ритейлеров, выросло с 10 до 30 процентов, доля тех, кто следит за акциями, увеличилась с 35 до 45 процентов, а доля поклонников более дешевых магазинов — с 15 до 20 процентов.

Реальные расходы граждан России уменьшаются 18 месяц подряд, чего не наблюдалось с кризиса 1998 года. В 2015 году доходы упали на 4,9 процента, за январь-апрель 2016 года — на 4,7 процента по сравнению с таким же периодом прошлого года. При этом в 2010-2011 годах реальные доходы росли на 4 процента, а до 2008 года — на 11-14 процентов.

В министерстве экономического развития ожидают, что доходы россиян начнут расти в 2017 году, однако рост не превысит 1 процента вплоть до 2020 года.