Александр Малис: Я кинул монетку и решил, что буду работать в «Евросети»

В марте Александр Малис стал президентом компании «Евросеть». За 2009 год компания восстановила отношения с Nokia, разгорелся и был разрешен конфликт с МТС, в магазинах «Евросети» началась продажа билетов на международные авиарейсы, а рентабельность корпорации выросла на 200 процентов. Александр Малис рассказал проекту «Сноб», что для него лично значил этот год

Иллюстрация: Игорь Скалецкий, Игорь Бурмакин
Иллюстрация: Игорь Скалецкий, Игорь Бурмакин
+T -
Поделиться:

В вашей жизни многое изменилось из-за перехода в «Евросеть»?

«Евросеть» — большая компания, поэтому самые маленькие изменения, которые ты делаешь, выливаются в достаточно большие суммы. Высока цена ошибки, поэтому есть какой-то внутренний драйв, щекочет нервы. Задачи стали крупнее и интереснее, но никакого принципиального изменения в моей жизни не произошло. Я управлял большой компанией, теперь управляю еще большей — но сил и энергии всегда тратится много, вне зависимости от размеров компании.

Переход из «Вымпелкома» в «Евросеть» был трудным?

Об этом некогда было думать.

Что на вас повлияло, когда вы принимали это решение?

Я, может быть, уже в том возрасте, когда на меня не так просто влиять.

Как вы принимали решение, идти или не идти работать в «Евросеть»?

Монетку кинул практически. Даже, кажется, на самом деле кинул. Орел выпал — и я согласился. Принятие решения заняло минуту. Причем я редко так делаю.

Почему на этот раз решили монетку кинуть?

Я, конечно, думал перед этим, вел переговоры, Потом настал момент, когда надо было принять решение. И поскольку «за» было примерно столько же, сколько и «против», было бесполезно брать лист бумаги, писать на нем слева плюсы, справа минусы, долго анализировать. И я решил положиться на судьбу. И думаю, сделал правильно. Вообще все что ни делается, все к лучшему. На двести процентов уверен в этом.

У «Евросети», когда вы пришли, было очень выразительное лицо, и это было лицо конкретного человека, Евгения Чичваркина. Ставили ли вы перед собой задачу изменить образ компании так, чтобы эти характерные особенности остались в прошлом?

Нет, не ставил. Я думаю, Евгений навсегда останется важным лицом российского бизнеса — он такой один. И было бы странно пытаться на это влиять.

Какой момент был самым сложным в этом году?

Трудно назвать что-то конкретное. Когда в компании меняется управление, способ ее устройства, это всегда очень сложно. Очень много изменений приходилось делать, и думать, что сложнее, что легче, времени не было.

А у вас есть ощущение «большого дела», что вот сейчас в жизни вы делаете что-то очень важное?

Да, у меня именно такое ощущение. Я на любой работе ощущаю, что это важное дело, что это мое дело. Иначе я не иду туда работать.

Был ли момент, когда вы осознали, что теперь ваше место здесь, в «Евросети», и все начинает складываться?

Этот вопрос надо разделить на два. Момент, когда я понял, что теперь я здесь и здесь мое место, наступил через 15 минут. А момент, когда я понял, что все складывается, не наступил до сих пор.

Приближается Новый год. Вы сами для себя уже подводите первые итоги?

Я знаю, куда идет компания — безусловно, к светлому будущему. Но ощущения Нового года у меня нет уже давно. До самого последнего момента столько работы, что я начинаю его чувствовать часов в 10 вечера 31 декабря. А по-настоящему ощущать праздник я начинаю примерно 2 января, когда наконец становится понятно: все, Новый год наступил и впереди несколько дней отдыха и расслабления.

Что-то особенно приятное, неожиданное случалось?

Полно было приятных моментов. Но самое главное открытие — те люди, с которыми я теперь работаю. Когда я пришел в компанию, я почти никого не знал. И было очень важно — и приятно, как вы говорите — увидеть, что это те люди, с которыми можно делать дело.

И сейчас не жалеете, что пошли?

Нет. Я вижу изменения, компания не такая, какой была. Она стала гораздо более профессиональной, она нацелена на достижение бизнес-результатов, и мне это очень нравится.

Это ведь и есть ваша цель?

Конечно, компания должна быть нацелена на правильное функционирование, на прибыль. Для этого недостаточно просто нарастить объем продаж. Надо добавлять какие-то бизнес-решения, надо многое менять, выстраивать компанию.

То есть большую часть времени вы тратите на «Евросеть», на работу. А не хотите пожелать себе, чтобы работы было меньше?

Я об этом даже не думал, я никогда не строю личных планов вперед — максимум на три недели. В компании можно и нужно рисовать долгосрочные перспективы, на несколько лет вперед, а вот для себя — я сейчас представляю себе только то, что будет в ближайшее время. Будет Новый год.