Переславский железнодорожный музей

Борис: Удивительно, что все, о чем я раньше мечтал, оказалось так близко. Бывает же: куда-то далеко прорываешься, а выясняется, что это такой круговорот: места старые, а ты уже совсем другой. Музей паровозов, в который мы с детьми не ходили раньше, расположен прямо рядом с нашей дачей в Переславле — и классно, что мы взяли Škoda Superb и привезли детей покататься на дрезине. Мы с женой были в этом музее давно, лет пятнадцать назад, у моих родителей тут была дача (мы живем сейчас рядом с ней всей нашей большой семьей), и в детстве мы до деревни добирались как раз по этим рельсам. Сейчас узкоколейку разобрали, остался только небольшой кусок для туристов. Но это тоже очень интересно: дети прямо в восторге — визжат и стараются. Странно, что мы не приезжали сюда — теперь будем ездить и друзей позовем с собой.

Борис: Дорога до музея — вполне приличная, хорошо укатанная грунтовка, по которой удобно ехать на любой машине, а в Škoda Superb — еще и приятно. Мы в нее все поместились: мы с Олей впереди, дети в креслах сзади. Хотя с виду кажется, что она маленькая, на самом деле салон очень просторный. Петь, тебе как там?

Петя: Ага, пап, не мешай, мы тут айпад устанавливаем.

Борис: В этой машине вообще много всего интересного внутри: отличная аудиосистема с хорошими колонками — приятно послушать свою музыку, которую мы делаем в группе Inquisitorum.

В нашей семье все очень разные, нам иногда настолько противоположные вещи нравятся, что приходится долго договариваться: какую музыку слушать, какую температуру на кондиционере выставить. Жена всегда мерзнет и любит, когда тепло. Я люблю прохладу, а дети всегда хотят разного. Хорошо, что хоть по дороге в музей проблем с установкой температуры не возникло, каждый себе настроил все так, как любит. Мир и лад, одним словом (смеются).

Борис: Я очень постоянный человек, особенно в главном. Вот, например, с женой я живу уже 20 лет — мы вместе с восемнадцати, и у нас четверо детей. И, может быть, еще будут. Причем я с самого детства хотел именно этого: жениться пораньше и чтобы много детей. Мои человеческие ценности какими были в 15 лет, такими и остались сейчас, когда мне 38. А вот что касается работы, профессии — да, тут много менялось. Хотя тоже — как посмотреть. Мне всегда казалось, что я с определенного времени всегда в работе ищу одного и того же — самореализации и отсутствия рутины. Если мне что-то переставало нравиться, то я и заниматься этим переставал. Я никогда не хотел ходить на работу просто ради заработка, чтобы в офисе думать о том, когда же наступит конец рабочего дня, а еще лучше — отпуск. И как только такие мысли поселялись в моей голове, а работа становилась нелюбимой, я ее менял. С первой моей профессией — журналистикой — тоже так произошло. С машинами, кстати, так же складывается: пока ты ее любишь, пока она тебя устраивает, ты на ней ездишь, холишь ее и лелеешь. Потом что-то меняется — например, семья растет или образ жизни меняется, и ты меняешь машину. Когда я принял решение, что надо менять профессию, начал большую подготовительную работу. Так что когда из журналиста стал предпринимателем, пришел на хорошо подготовленную почву. Открытие LavkaLavka стало самым крупным поворотом в моей жизни.  Сначала запустили интернет-магазин, для которого скрупулезно собирали продукты из маленьких хозяйств по всей стране. О каждом фермере на сайте мы размещали подробную информацию: кто, сколько лет этим занимается, сколько стоит морковка/петрушка/картошка/мясо и почему цена складывается именно так — все это вызывало доверие и формировало круг покупателей. Через два года количество заказов выросло, и кооператив LavkaLavka начал открывать маленькие магазины по Москве, затем был открыт и ресторан. Все эти семь лет я постоянно занимался развитием своего проекта — сейчас LavkaLavka выпускает свою газету, проводит фестиваль в Териберке, организовывает гастротуры по России, помогает людям открывать свои фермерские хозяйства и продает не только продукты, но и местную косметику, игрушки, живопись и многое другое. Мой обычный рабочий день начинается с 6 утра и заканчивается за полночь, при этом различий между понедельником и воскресеньем практически нет, поэтому я тем более рад, что этот выходной вместе с Superb такой насыщенный.

Я вообще довольно уверенный в себе человек, но всегда долго и обстоятельно готовлюсь к любым переменам в жизни. И я рад, что дома это видят и понимают, хотя раньше, когда я говорил жене, что хочу что-то серьезно в жизни поменять, она реагировала более или менее одинаково. Говорила: «А вдруг не получится? А, может, тебе лучше остаться? Но если тебе хочется, то, конечно, пробуй». Когда я сказал, что хочу завязать с профессией и из журналиста стать бизнесменом, она переживала чуть больше, но, конечно, поддержала меня. Она ведь знала, что если я решил что-то менять, то это всегда заканчивается только хорошо и никак иначе, все-таки мы двадцать лет вместе. Поэтому со временем она перестала на эту тему переживать. И запереживала уже потом, когда LavkaLavka превратилась в большой бизнес, а детей у нас стало четверо. И тут важно было понять, как распределить те 24 часа в сутках, чтобы ничего не упустить и никого не обидеть. В этом я по-прежнему ориентируюсь на жену и детей, которые не постесняются и всегда скажут, если я вдруг начну уделять им мало внимания.

Кайт-школа Surf-Point

Борис: В кайт-школе мы попробовали совершенно новое для себя занятие — Sup-серфинг. Мы — это мы с мальчиками. Варя, старшая, отказалась. Оказалось, это приятное чувство: в новом деле применять навыки, которые остались из каких-то прошлых занятий.

Варя: Я не хотела мокнуть в озере под дождем.

Петя: А я хотел! Хотя костюм мне был мал и давил. Но в воде я перестал это замечать.

Борис: И правильно! Это такое классное занятие, в котором тебе ничего не нужно, кроме доски, весла и желания. Казалось бы, стой и греби себе по дивному Плещееву озеру, но, оказывается, что это не так-то просто: все-таки надо поучиться. И тут нам очень помог инструктор Вадим, благодаря которому мы начали этот вид спорта осваивать. У сыновей, конечно, все ловчее и лучше получалось, чем у меня.

Петя: Потому что мы меньше тебя ростом, лучше держим равновесие и нам проще падать и вставать. Я вообще из воды не хотел выходить! Меня мама заставила.

Борис: У Пети удивительно легко и здорово все получилось, как будто он действительно уже долго плавает, хотя он первый раз на кайт встал. Я думаю, что нам обязательно надо будет сюда приезжать, раз так всем понравилось кататься. Может, и Варя с Олей на кайт встанут. Я смотрю, тут много женщин на доске катается. Но оно и понятно: это же безумно азартное занятие! Три в одном: ты вроде и на лодке плывешь, и купаешься, потому что падаешь постоянно, и вроде как игровое упражнение делаешь на баланс — не ожидал, что это может быть так увлекательно. И главное, что это так близко от нас. Если дети надумают постоянно заниматься, может, и доски купим. Я, кстати, примерил: в Superb отлично влезают доски для кайта, даже немного места остается. Это я так, на будущее.

Так и окажется, что путь до мечты занимает всего полчаса приятной дороги, особенно если едешь на мощной машине, такой как Škoda Superb, в которой я сегодня оказался впервые. Что важно: у меня почти не заняло времени, чтобы понять, как в ней все устроено. Знаете, иногда садишься в незнакомую машину и долго не можешь понять, какая кнопка за что отвечает. А тут, как в айфоне, сразу понятно — интуитивно все находится само. Я-то раньше думал, что Škoda Superb — это довольно тихая, спокойная, городская машина, а все совсем даже и не так. На обгонах выяснилось, что она шустрая и прыткая, на проселочной дороге мягкая и приемистая. День-то выдался, прямо скажем, с очень переменчивой погодой. То дождь хлестал буквально как из ведра, то солнце вдруг начинало слепить глаза, дорога была то сплошь залита водой, то идеально сухая. Кроме того, дороги в Переславле в принципе не такие хорошие и широкие, как в Москве, и тебе нужно только прислушиваться к машине и принимать ее помощь: в дождь, в жару, по ухабам и по ровной дороге — и везде она как своя. А когда я в дождь парковался в кайт-школе на грунтовой малюсенькой парковке, доверил парковку автомату. Отпустил руль и повернулся к детям — машина сама встала как нужно.

Фото: Татьяна Хессо
Фото: Татьяна Хессо

Коптильня Игоря Цыганкова

Борис: Игорь сам себя называет «потомком поставщиков правителей земель Российских» и коптит фантастической вкусноты гербовую ряпушку, которую поставляет нам в «Лавку», так что вкус его рыбы я знаю давно, а вот то, что мы соседи, узнал только сегодня. С Игорем у нас, как выяснилось, очень много общего. Прежде всего то, что мы занимаемся собственным делом и получаем от этого невероятное удовольствие! Ведь это намного приятнее, чем когда работаешь на кого-то, даже если ты у этого кого-то многому учишься, веришь в его дело и уважаешь его. Но это его дело. А хочется — свое. Работа на себя — это свобода. Огромная ответственность, конечно, тоже, ведь в своем деле ты всегда и за все отвечаешь сам. Ровно так же, как когда ты за рулем. Ты всегда должен быть максимально внимательным, собранным, но и свободным в принятии решении — каждую минуту, всегда. Тогда это интересно. Тогда это не просто заработок, не только бизнес, а страсть. И еще очень важно, чтобы ты доверял тем, с кем делаешь общее дело. И мне в «Лавке» очень повезло с партнерами. Конечно, у нас был трудный период, мы и ссорились, и кричали друг на друга, но в результате так сработались, что понимаем друг друга с полуслова.

У меня большой опыт вождения арендных машин, я много участвовал в тест-драйвах, и обычно какой-то момент привыкания к машине все-таки есть. Здесь же возникло понимание с первой же минуты, и с каждой следующей мое доверие к этой машине и радость от вождения только росла. Это важно — знать, что она тебя не подведет, что вы вместе сработаете идеально. В Škoda Superb я первый раз сел только утром, но уже по тому, как она себя в поворотах вела, на мокрой дороге и на довольно высокой скорости, у меня появилось ощущение, что она не подведет, что все сработает как надо. Для меня, вот это чувство — одно из главных открытий этого утра, если честно, я не думал, что машина такая устойчивая и комфортная на бездорожье. У Superb хорошая управляемость, руль к любому касанию прислушивается, моментально реагирует.

Я вообще довольно консервативен, хотя в жизни было довольно много крутых перемен. Например, в 2009 году, когда мы открыли наш фермерский кооператив LavkaLavka — это было довольно круто, потому что до этого я работал в медиа. А тут — договаривайся с поставщиками, арендуй склады, получай сертификаты. Абсолютно новая история, которая сначала шла тяжело, потому что мы создавали мир, которого раньше не было. И потом мы еще много чему удивлялись почти каждый день. Вот и сегодня я удивился, когда понял, какую машину Škoda сделала. Да, марка известная, европейская, но Superb — это что-то иное совсем. Это и большая машина для семьи, где всем комфортно и удобно, это и какая-то даже статусная, что ли, машина, такой хороший бизнес-класс. Кроме того, в Škoda Superb есть все для того, чтобы оставаться на связи и держать руку на пульсе — и wi-fi, и ящик для зарядки телефона и прочих гаджетов — это важно для хозяина собственного бизнеса. Ведь когда у тебя свое дело, у тебя в принципе нет такого понятия, как нерабочие часы. Но зато и нет необходимости ехать куда-то в офис, только потому что некий дядя решил, что ты должен там проводить по восемь часов в день. Откуда хочешь, оттуда и работаешь, ведешь переписку, ставишь задачи и следишь за их выполнением, придумываешь новое и следишь, чтобы главное не нарушалось. И работаешь даже в машине. А как дома относятся к тому, что у меня нет нерабочих часов, пусть Петя скажет.

Петя: Мне не нравится, что папа все время сидит в телефоне или в компьютере. Он только в Карелии с нами и без телефона. Но это потому, что там нет ни света, ни связи.

Борис: Карелия — это наш дом на острове, где действительно нет ни связи, ни электричества. Старая деревня, где мы проводим три недели в году. Это очень важное для нас время, когда мы все вместе и заняты только друг другом. Единственное время, когда я полностью отключаюсь от всего и занимаюсь своей семьей. Перезагружаюсь. Это дает возможность прожить плодотворно весь следующий год. Ведь то, что у меня свое успешное дело, не означает, что я успокоился, расслабился и перестал куда-то стремиться. Наоборот. Успех — это возможность менять жизнь в лучшую сторону. Кроме того, я очень хорошо осознаю, что жизнь в любой момент может прерваться. И нужно, чтобы в этот момент было не стыдно за то, как ты жил. Я стараюсь мерить все свои поступки такими вот довольно категоричными мерками: ставлю ли я перед собой новые задачи, достигаю ли новых вершин, открываю ли в себе новые возможности — это все важно. Как будто лежишь на гробовой доске, вспоминаешь свою жизнь, и если с симпатией вспоминаешь — значит, все правильно делал. Если не очень — значит, наверное, как-то не так жил. Успех — это же про то, попал ты в рай или нет. Вот это про что. Остальное вообще не важно.

Петя: Я знаю, что такое успех! Успех — это доказать бабушке, что я умею плавать! А почему вы все смеетесь?

За помощь в организации съемок проект «Сноб», бренд Škoda и семья Акимовых выражают благодарность: Переславскому железнодорожному музею и Сергею Дорожкову; кайт-школе Surf-Point на Плещеевом озере; а также Игорю Цыганкову, поставщику гербовой копченой ряпушки.