А в нашей галерее Paperworks открылась выставка «Кризис безобразия». Была такая книга Михаила Лившица в 1968 году — «Кризис безобразия», где с точки зрения марксизма подробно критиковалось современное западное искусство — от кубизма до поп-арта. Вся эволюция в искусстве XX века, которая в книге, конечно, была представлена как деградация. Но поскольку эта книга была единственным изданием на русском языке, в котором были, пусть плохие, но репродукции Уорхола, Раушенберга и других, а кроме того, разбор, пусть идеологический, но серьезный –поэтому для многих художников-диссидентов она была источником информации.

И вот наша выставка — это способ посмотреть на сегодняшнюю ситуацию в искусстве, когда произошла переоценка ценностей, когда западное искусство пришло к нам, а наши художники выставляются и продаются на Западе. Ну и конечно, слово «кризис» в названии очень важное — ведь искусство, безусловно, часть сегодняшнего большого мирового кризиса. В выставке участвуют Виноградов и Дубосарский, Дмитрий Гутов, Константин Звездочетов, группа ПГ, Валерий Чтак, Давид Тер-Оганян. Тер-Оганян сделал скульптуру — гора грязной посуды, огромная, подпирающая потолок. Это остатки пира, большого банкета. Вполне созвучно сегодняшнему дню. У Звездочетова — работа на тему Кукрыниксов, Гитлер, проткнутый штыком. Дмитрий Гутов перерисовал обложку книги «Кризис безобразия» — он много работает с левым дискурсом, и у него была группа, которая называлась «Институт Михаила Лившица». У ПГ — большой лайтбокс с аллюзиями на темы Данте, кругов ада, Босха и с портретами олигархов — там Абрамович едет на тракторе, Прохоров сажает деревья, использована цитата из «Божественной комедии». Все работы никогда ранее не выставлялись, датированы 2007-2008 годами, и не хочу хвастаться, но вполне музейного качества.