Вейкборд-вейксерф «Малибу»

Я предприниматель с 14 лет. До 19 работал в России, а потом, получив MBA, 10 лет в европейском подразделении российской ОАО ТМК, где от рядового менеджера вырос до одного из руководителей. Мой «ШефМаркет» — не случайная история, а взвешенное решение, которое я долго обдумывал, потому что мне стало скучно в Европе. Я понимал, что до верхней точки карьеры, которую я десять лет строил в немецкой корпорации, осталось совсем чуть-чуть, а в России можно было начать что-то совершенно другое. Свое дело. Россия с этой точки зрения в тот момент, в 2010 году, выглядела очень привлекательно.

Мне тогда было всего 30 лет, и мне хотелось интересной жизни. Но у меня уже, к счастью, была семья, поэтому переместиться в Россию я решил аккуратно, не наскоком. Я понимал, что сразу открыть собственное дело очень рискованно — все-таки в течение десяти лет я всего лишь наезжал сюда: дважды в год приезжал в гости к родителям в Нижний Новгород, но не работал тут ни дня. А открывать свое дело с нулевым опытом в стране точно было нельзя. И я решил действовать элегантно: через компанию McKinsey, которая в России и по всему миру занимается бизнес-консалтингом. Работая в ней, ты стопроцентно погружаешься в местные реалии, но остаешься при этом сотрудником западной компании. Что мне и было нужно.

В тот момент жена была беременна вторым ребенком, и главным для семьи было спокойствие. А для меня самым важным было узнать, как устроен российский бизнес, и полтора года в McKinsey мне дали бесценный опыт. Но при этом мне все сильнее хотелось совершать подвиги, покорять вершины и вообще работать так, чтобы горы свернуть. И я придумал то, чего и в мире-то тогда особенно не было, а в России это и вовсе была пустая ниша: доставка продуктов с рецептами на дом. Запрос на такой сервис был очевиден, да и сама идея крута: она простая, красивая и нужная, как велосипед. В мегаполисе, где больше всего ценится время и уровень жизни, она должна была выстрелить. Когда вы идете в магазин — в маленький в соседнем подъезде или в огромный супермаркет, вы должны потратить несколько часов жизни и проделать массу довольно утомительной работы: решить, что готовить, как готовить, что для этого нужно купить, где купить, как добраться и так далее. Мы весь этот шум в голове берем на себя. Нашим же клиентам нужно только, посмотрев на картинку на сайте, выбрать блюдо для семьи на ужин, обед, завтрак — на день или на неделю — заказать доставку продуктов домой, прочитать рецепт и приготовить еду. Все! Это сейчас очень востребовано в Америке, невероятно популярно в Европе и прекрасно идет у нас.

Мы на рынке четыре года: в первый год у меня был малюсенький штат, сейчас — около 100 человек, и будет в два раза больше к концу года, несмотря ни на какой кризис. Потому что кризис или не кризис, но люди все равно будут есть — и будут хотеть есть вкусно и сытно, раз они привыкли к этому. И когда у всех стало меньше денег и все стали экономить, моя компания не утонула, хотя она небольшая и молодая. Но мы предлагаем то, что действительно нужно, поэтому и летим, как комета.

Мы серьезно занимаемся образованием сыновей, вкладываем в это время, деньги и силы, внимательно вглядываемся в них, чтобы понять, что им будет интересно, как сделать так, чтобы они учились и жили бы здорово. Жена, конечно, больше занимается детьми, потому что я работаю шесть дней в неделю с девяти утра и до девяти вечера, и у меня остается только один день на жизнь вне работы, когда я должен все успеть: и отдохнуть, и как-то встряхнуться. Еще и поэтому мне так в кайф было попробовать сегодня катание на серфе. Это было нереально круто, хотя ты и падаешь все время с доски прямо в Москву-реку, но это настолько сильные ощущения, так азартно и весело, и это такой выброс адреналина, что, думаю, я сюда еще вернусь и сыновей привезу.

Катание на серфе по Москве-реке — это из разряда тех невероятных и удивительных событий в жизни, к которым нужно всегда быть открытым. Я не представляю, что в какой-то момент могу сказать себе: ну все, в жизни я все видел, больше меня ничего не сможет поразить. Для меня это сродни усталости и лени. А у меня семья, бизнес, друзья — тут всегда нужно быть примером, всегда двигаться вперед, стремиться к новым впечатлениям. И поэтому, когда мне предложили прокатиться на Superb, я особо не раздумывал. Во-первых, у меня в жизни было три Škoda, и всеми я был очень доволен. А во-вторых, я вырос, компания Škoda тоже не стояла на месте, и поэтому это было еще более увлекательно — как встретить школьную любовь.

Мастерская общения «Первый контакт»

Я вообще-то не считаю себя взрослым, хотя мне 38 лет и у меня по всем критериям «взрослая жизнь». Но порой мне кажется, что для бизнеса надо научиться как-то иначе общаться, поэтому мне было невероятно интересно и важно то, что говорил мне сегодня тренер по коммуникации Валентин — он рассказывал про основы невербального общения и учил азам: как держать руки на переговорах, как сидеть. За тот час, что он занимался со мной, я понял, что мне стоит многому научиться: ведь мне все время нужно взаимодействовать с самыми разными людьми. И с партнерами, и с властями, и с подчиненными. И просто нужно этому научиться, чтобы на переговорах не совершать элементарных ошибок и легче и быстрее добиваться решения своих задач.

Я вот уже четыре года как не могу нормально учиться, потому что я занят даже не двенадцать часов в сутки, а сильно больше и должен все схватывать на лету. Максимум, что я себе позволяю, — это работать два месяца без выходных, чтобы потом взять четыре дня подряд и укатить с женой и мальчишками в Барселону, например. Но дольше дело без меня не может, каких бы проверенных людей я ни нанял.

Я довольно жесткий руководитель и сразу расстаюсь с людьми, которые приходят и просто рассказывают мне, что не работает. «Что ты сделал, чтобы работало?» — вот что меня интересует. Если человек может структурировать проблему и найти решение, мне с ним по пути. А если он может только ныть и валить все на других, я с ним прощаюсь. Я помогаю выйти на другой уровень тем сотрудникам, кто хочет научиться чему-то нужному для дела, — их я всегда поддержу. А вот сам я себе не могу позволить пойти поучиться даже на пару дней. Поэтому, может быть, короткие индивидуальные консультации с таким супертренером, как Валентин, — это как раз моя история. Много практики за короткий период времени. Как на тест-драйве: чем читать тонны информации про машину в релизах, разумнее взять и поездить на ней. Тогда точно поймешь, подходит она тебе или нет. Мне вот Škoda Superb подходит абсолютно. И по характеру, и по внешнему виду, и по мощности, и по тому, как резво идет по московским дорогам, и по тому, как себя в нем ощущаешь. Мы с ним очень совпали. Хотя кто бы сомневался, да? Роскошный, мощный, приемистый, большущий — как раз для хозяина своего дела, отца двоих детей и такого любителя совершать подвиги и менять мир.

«Гараж Кулибин Про» на ВДНХ

Это же миф, что ничего нового придумать нельзя. Как нельзя? Еще 4 года назад никто не думал, что можно каждый день заказывать себе еду на дом и это будет сопоставимо с магазинной закупкой по деньгам, но не сопоставимо по вкусовому разнообразию и удобству. 10 лет назад никто не мог предположить, что люди в столице будут ездить в метро в кроксах — это же началось как пляжная обувь. Или вот, кстати, мы едем сейчас в Superb — никто же не думал, что Škoda, которая славится моделями «на каждый день», выпустит такую стильную вещь бизнес-класса за адекватные деньги. Потому что, если вернуться к разговору про Европу и Москву, то тут не просто удивляет, а шокирует тяга к понтам. Чашка кофе за 600 рублей, только потому что это типа модный ресторан в центре? Я не готов столько платить и не хочу, чтобы мои дети привыкали к такому образу жизни. Не потому что у меня нет этих шестисот рублей, а потому что это пустая трата денег. Все должно быть соразмерным. А в Москве много противоположного, что очень раздражает, честно говоря.

В этом смысле мои сыновья постоянно видят вокруг себя примеры, которые им, в силу наивности, кажутся нормальными, а мне, в силу разумности, не вполне. И тут я вижу, что моим представлениям о жизни иногда приходится в их сознании конкурировать с мыслями, с которыми я бы даже рядом не встал. Потому что в противоположность понтам есть реальные дела. И тут важный момент — посмотреть на мир не со стороны потребления, а со стороны создания стоимости. В этом мне очень помогли в «Кулибин Про», где мы паяли и собирали схемы. Когда сыновья вернутся с летних каникул, я покажу им эти детали и постараюсь дать знания, которые сделают их более восприимчивыми к миру.

Вместе с тем я вижу, как здесь многое довольно быстро меняется. На глазах становится больше людей, с которыми у нас совпадают системы координат. Эти люди хотят хорошо жить каждый день — комфортно в быту, благополучно, интересно. Они готовы много работать, вкладываться в образование детей, их и собственное здоровье, заниматься спортом, путешествовать. Они готовы впахивать, чтобы быть успешными в Москве, но они не готовы платить миллионы за мыльный пузырь. А в то, что им реально нравится, удобно и интересно, они будут вкладываться.

Еще я заметил, что этим людям, которым сейчас плюс-минус сорок лет, скучно быть все время серьезными, они готовы брать на себя ответственность, но ищут, как сделать так, чтобы ежедневные дела стали бы хоть немножко, но похожи на игру, праздник. Они хотят получать удовольствие от жизни. И посмотрите: жизнь, город, среда стали меняться под их потребности — я это вижу сам и каждый день принимаю в этом активное участие как создатель «ШефМаркета».

Я прекрасно понимаю, что именно благодаря этим людям мое дело выжило в кризис. Да, я придумал, как сделать так, чтобы наша еда осталась бы такой же вкусной, порции — такими же большими, а стоимость оставалась бы подъемной для тех, кто живет на то, что зарабатывает. Но, если бы не было спроса, я бы погорел. Сейчас разница между закупкой еды в магазине и аналогичным по объему заказом у нас — 200 рублей. Это при том, что у нас есть разные «модели» — и сбалансированные по жирам-углеводам, и специальные для тех, кому нужно похудеть, и со смузи, и просто отдельные блюда можно заказать. То есть изначально все придумано так, чтобы ты легко и, главное, быстро, не заморачиваясь, мог все подстроить под себя. Как, кстати, в автомобиле, который я сегодня тестирую. Тут все явно рассчитано на то, чтобы человек сел, буквально пару минут потратил на настройку автомобиля под себя, при этом не читая никаких инструкций, и поехал. Главные вещи остаются неизменными и как бы вообще не обсуждаются. В машине — качество, мощь, безопасность, удобство. У нас — большие порции хорошей еды. Потому что все в мире должно быть гармонично.

За помощь в организации съемок проект «Сноб», бренд Škoda и Сергей Ашин выражают благодарность: Вейкборд-вейксерф клуб «Малибу», Мастерской общения «Первый контакт», «Гаражу Кулибин Про».