Поттер, сын Поттера
Альбус Северус Поттер ждет на вокзале электричку и нервничает: он едет учиться в школу жизни и волшебства Хогвартс. А вдруг он вместе героического и благородного факультета Гриффиндор попадет на мерзкий Слизерин? Юного Альбуса Северуса окружают постаревшие герои былых времен. Его отец, Гарри, ветеран магических войн и чиновник в министерстве магии. Друг его отца, Рон Уизли, который превратился в чудаковатого папашу — у него это наследственное. Жена друга его отца, Гермиона, которая, наоборот, как и следовало ожидать от заучки из «грязнокровок», сделала карьеру, дослужилась до должности министра магии и теперь периодически пугает премьер-министра Терезу Мей. Враг его отца, Драко Малфой, который растит очаровательного сына Скорпиуса и переживает, что над его мальчиком будут издеваться в Хогвартсе.
Но старшие персонажи из первых семи книг на время отойдут на второй план. А на первый выйдут младшие: Альбус Северус Поттер и Скорпиус Малфой, дети злейших врагов станут лучшими друзьями. Они найдут маховик времени и захотят ответить на вопрос: «А что если?..» И начнут крушить настоящее, воскрешая давно покойных персонажей на горе родителям и на радость читателям.
Для тех, кто не читал хотя бы пару книг из цикла о Гарри Поттере и не видел ни одного из фильмов, все вышеописанное не имеет никакого смысла и значения. А те, кто в теме, будут рыдать от умиления на первых страницах книги, и затем еще много раз: время рассыплется на мелкие кусочки, и повествование будет скакать, отправляя героев в прошлое, предлагая различные альтернативные реальности и неожиданные повороты старых сюжетов. И снова Воландеморт зовет Гарри Поттера, и Хагрид такой молодой, и Турнир Трех Волшебников еще впереди.
Итак, после девяти лет отсутствия, Гарри Поттер вернулся на прилавки книжных магазинов. И, впервые, пошел в театр. «Гарри Поттер и проклятое дитя» одновременно книга и спектакль, идущий в лондонском театре Palace. Билеты раскуплены на полгода вперед, все обсуждают чернокожую 46-летнюю актрису, которая играет Гермиону, и хитрость Джоан Роулинг, которая нигде не упоминала цвет кожи героини.
Книга выходит стартовым тиражом в 4,5 миллиона экземпляров, пока только на английском, русская версия должна появиться в конце осени этого года. Впрочем, в сети уже есть любительский перевод, в частности, его довольно быстро выкладывает частями сайт Pikabu. Особенность восьмой части в том, что «мать» Поттера, Джоан Роулинг, только один из соавторов, вместе с режиссером Джоном Тиффани и сценаристом Джеком Торном. Более того, по официальной версии, она вообще не писала, а только консультировала, редактировала, сводила.
Пьеса имеет бурный успех и была облизана восторженными театральными критиками. Книгу тоже сносят с прилавков. Впрочем, коммерческий успех был запрограммирован: все с брендом «Гарри Поттер» продается очень хорошо. Чтобы провалиться, пьеса должна быть очень плохой, а Роулинг как автор и даже как редактор совсем плохо сделать, видимо, физически не может.
Но все же чтение новой части «Поттера» вызывает странное чувство. Вроде все персонажи на месте, те, кому положено постареть, постарели, но сохранили старые черты характера. А новые персонажи по-своему оригинальны. И сюжет сложный, но не перекрученный. И удачно соблюден баланс: новые повороты сюжета чередуются с флешбэками. Останутся довольны и те, кому нужен интересный сюжет, и те, кто читает только ради того, чтобы снова вернутся к старым книгам. Одна из причин популярности «Поттера» в конце 90-х и в нулевые — родителями тогда было поколение, выросшее на «Нарнии» Клайва Льюиса. Сама Роулинг из этого поколения, и конечно, «Поттер» имеет много отсылок к «Нарнии». И вот родители покупали и читали «Поттера» своим детям, чтобы поделится с ними собственным старым восторгом. Теперь поколение родителей, выросшее на книгах Роулинг, будет читать детям новую пьесу. Все просто замечательно.
Но осадочек остается. Как будто бы перед нами шедевр фанатского творчества. Как будто бы перед нами школьная пьеса. Что-то неестественное есть в репликах и поведении персонажей.
Возможно, все дело в том, что для каждого героя и для каждой книги есть свое идеальное время. Последняя книга о Гарри Поттере вышла в 2007 году. До мирового финансового кризиса. До начала цепочки войн и революций. До миграционного кризиса. До волны терактов в Европе. До, прости господи, BREXITа. Тогда, в том милом, розовом мире, где экономика росла, евроскептики молчали, теракты были разовым явлением, войны проходили исключительно на задворках мира вроде Афганистана и Ирака, и британские писатели сочиняли сказки о волшебстве и смерти. С тех пор появилось много новых вопросов. Новых проблем. Мир изменился, и на его месте родился совершенно другой. И ему нужен новый сказочник и новые герои.