Фото: Татьяна Хессо
Фото: Татьяна Хессо

Полет в аэродинамической трубе ICANFLY

Лика: Мне интересно учиться всему новому, и я люблю, когда приходится делать что-то совсем не похожее на то, чем я привыкла заниматься. Если нужно в три часа ночи смастерить детям помпоны на костюмы зайчиков к завтрашнему выступлению, значит, я их сделаю, одной ногой качая коляску, другой — придерживая нити клубков, еще и глядя кино при этом. А уж когда выдается возможность учиться не ночью, а днем, да еще и вместе с детьми, так это просто восторг!

Лика: Я смеюсь, что всю свою жизнь открываю в себе новые горизонты. Вообще-то, я училась в МАРХИ. Потом неожиданно начала работать переводчиком на телевидении, затем внезапно встала в кадр репортером, начались прямые эфиры, и все это превратилось в MTV. До сих пор меня часто узнают на улицах, как ту самую ведущую «Двадцатки самых-самых» и прямых эфиров. После MTV я все время делала одно и то же: постоянно нащупывала пределы своих возможностей и развлекала себя, попутно развлекая других. Я переходила с телевидения на радио и обратно, работала и продолжаю работать в печатном издании, потом было интернет-телевидение, потом все это совместилось — конечно, это испытания, но это еще и рост. Новые задачи каждый раз позволяли мне становиться лучше и давали понимание, что у меня отлично получается, что — просто хорошо, а что не получатся вовсе, но пока не попробуешь — не поймешь.

И еще важно знать, что не все, что ты делаешь, со стороны может выглядеть красиво, в смысле, годится на обложку журнала. Ну вот, например, сегодня мы летали в аэротрубе: довольно неуклюжее занятие, если вдуматься. Но жизнь так устроена, что сейчас ты в мыле и в переднике, а через час — накрашенная и ухоженная рассекаешь по набережным Москвы-реки в новом Superb серебристого цвета.

Лика: Одно дело — постоянно носиться по жизни от одного дела к другому, и совсем другое — двигаться размеренно. О полете в аэротрубе у меня были как раз предчувствия вот этой размеренности, ведь летать — это невероятное удовольствие и спокойствие. Тебя держит поток ветра, а ты расслабляешься и доверяешься ему. Но в аэротрубе мы полетали сегодня все с разным результатом. Маргарите очень понравилось, она полетела первая, мне понравилось ощущение полета, а у Илюши не пошло — слишком сильное перемещение вверх-вниз. В общем, впечатления от полета, как часто бывает в больших семьях, у нас не совпали.

Школа реставрации «P.S. История вещей»

Лика: Если бы я могла посвятить себя только кулинарии и всех все время кормить, то была бы абсолютно счастлива. Но так получилось, что я и домохозяйка, и главный редактор журнала, и телеведущая, и так далее. Я к этому не шла, я просто соглашалась на те предложения, которые казались мне классными. Я чувствую себя реализованной. Сама для себя, не для других. В ситуации сценариста, телеведущей, главного редактора, просто матери — мне хорошо. Еще лучше, что все это бешено замиксовано в сумасшедший ежедневный винегрет, в который все время влетают новые компоненты — как, например, поездка на Skoda Superb.

Лика: Сегодня я прикоснулась к тому, о чем давно мечтала, — к реставрации. Это такое невероятно аккуратное и нежное занятие, в нем столько смысла и красоты! Я по жизни постоянно куда-то бегу, а тут захотела спокойно пройтись — этой медленной прогулкой и стала шлифовка и полировка стула, который мы давно с мужем купили, но все руки никак не доходили, чтобы его починить. Я догадывалась, что процесс реставрирования может меня затянуть, потому и мечтала попробовать, но, чтобы это было настолько прекрасно, и предположить не могла. Это такое спокойствие, находишься в совершенном дзэне, чистая медитация. Мне кажется, даже дети это заметили.

Маргарита: Я бы там вообще весь день провела!

Лика: Конечно, это занятие требует времени и терпения, но я получила массу удовольствия даже не столько от результата, сколько от самого процесса. У меня и с машиной так: я больше люблю не приезжать на место, а ехать к нему. Я десять лет за рулем, и машина для меня как домик, где ты можешь все под себя подстроить и сделать так, чтобы тебе было максимально комфортно. И в Škoda Superb, кстати, это легко делается: кресла, зеркала, наклон руля — все меняется без усилий и быстро. А какой просторный салон! Мне в этой машине сразу стало удобно.

Лика: Я никогда не вызываю водителя — всегда за рулем сама. Включаю «Серебряный дождь» и взлетаю, потому что там музыка, которая меня поднимает, дает тот эмоциональный фон, которого мне не хватало в течение дня. Кстати, в Superb очень хорошие колонки: по ушам басы не бьют, а мощь и объем чувствуются. Я вообще очень требовательна к качеству звука.

Работа шеф-повара в ресторане «Есенин»

Лика: Дети часто проводят время со мной на работе, я их постоянно таскаю с собой. Старший у меня просто вырос на телевидении. Илюша, когда родился, жил под моим рабочим столом в редакции «Домашнего очага». Затем довольно быстро образовалась Маргарита, и мне пришлось немножко сбавить рабочие обороты — возникла внутренняя потребность приостановиться, — но потом все понеслось по-новой! Мне кажется, это правильно и хорошо — показывать детям то, чем ты занимаешься, и заряжать их своим примером. И сегодня все точки нашего дня я выбирала с таким расчетом, чтобы мы вместе весело провели время.

Маргарита: Поэтому я знаю много рецептов маминых блюд.

Илья: А я знаю, кто как называется на съемочной площадке и что каждый делает.

Лика: Может быть, моя влюбленность в работу сможет замотивировать детей выбрать себе дело по любви. Для меня главное — приносить кому-то конкретную и ощутимую пользу. Если я готовлю что-то пока не знакомое, не по своему рецепту, то я этот рецепт сначала тестирую, переосмысливаю, додумываю, продумываю все пропорции — и только тогда его публикую. Я отвечаю за то, чтобы любые мамы и папы смогли его приготовить вкусно. И когда ко мне на улице подходят люди и говорят: «Спасибо большое! Мы готовим по вашей передаче!» — это очень важно для меня. Еще и поэтому мне было так безумно интересно на кухне ресторана «Есенин», где я увидела таких же влюбленных в свое дело и сдвинутых на готовке людей, как и я. Перепелку я не часто готовлю, честно говоря, но в паре с шеф-поваром у нас, кажется, неплохо получилось. Дети могут подтвердить — они пробовали!

Маргарита: Я подтверждаю!

Лика: Несмотря на все мои многочисленные работы, мы с мужем много времени проводим с детьми. Ходим в театр, путешествуем, принимаем гостей, сами ходим в гости. Если лето, мы на даче, но не сидим все время на участке, а делаем что-то, что нам всем нравится. Но если я не хочу никуда ехать, то так и говорю: «Друзья мои, я ехать никуда не хочу, делать ничего не хочу, поэтому просто останусь дома». Я себе разрешила это недавно — раньше у меня возникало острейшее чувство вины, что я ничем не была занята целых полчаса. Но теперь я знаю, что если мать посидит спокойно с книжкой, то всем вокруг будет от этого только лучше. Я же нормальный человек, и мне тоже нужно оставаться одной — и вот для этого, кстати, я использую машину. Она для меня — убежище, в котором я могу побыть одна. Поэтому мне в радость, когда надо куда-то далеко ехать. Иногда час-полтора за рулем по хорошей дороге могут принести больше отдыха, чем неделя у моря. Тут важно, чтобы машина была отзывчивая, мощная и интуитивно понятная: все управление на уровне рефлексов. Superb ровно такой; для меня огромное удовольствие ездить в этом автомобиле даже по перекопанной Москве. Потому что это спуски, подъемы, стены, фонари — это Москва, которая всегда меня приводит в какое-то правильное расположение духа.

Илья: Мне больше всего понравилось, что в этой машине навигатор сам включается и говорит смешным голосом.

Маргарита: А мне было интересно настраивать температуру — можно так сделать, что на тебя на заднем сиденье дует прохладный воздух, а на маму — нет. Мне вообще весь день понравился!

Илья: Тем более что мама все время нас развлекала и строила смешные рожи!

Лика: Слушайте, я провела целый день с детьми в летней, прекрасной, красивейшей Москве, и я ездила на красивой, стильной машине, да еще и пробовала те занятия, на которые у меня не хватало раньше времени! Могла я чуть-чуть побыть несерьезной?

За помощь в организации съемок проект «Сноб», бренд Škoda и Лика Длугач выражают благодарность: компании ICANFLY за полет в аэродинамической трубе, Школе реставрации Петра Сейбиля за новенький стул и ресторану «Есенин» за идеально приготовленную перепелку.