Катрин Милле в ЦДХ, Бахарев на «Винзаводе», «новая драма» в театре.doc
В субботу на Non/Fiction случился настоящий ажиотаж — француженка Катрин Милле (Catherine Millet) представляла свою новую книгу «Дали и я». Милле — известный арт-критик, главный редактор искусствоведческого журнала Art Press, но прославилась она — скандально — книгой «Сексуальная жизнь Катрин М.», полной таких подробностей, что куда там Генри Миллеру (Henry Miller). На ее выступлении люди смущенно озирались друг на друга, понимая, что пришли на встречу с интеллигентной женщиной, которая 300 страниц посвятила живописанию разного рода оргий. Дали был явно ни при чем.
Милле оказалась живой и обаятельной женщиной. Она с интересом выслушала предуведомление Екатерины Деготь и начала объяснять свой интерес к Дали (Salvador Dalí). Тут-то все и началось: на словах «Дали, как и я, великий мастурбатор» переводчица внезапно зарделась — и обнаружилось, что в пару к бесстыжей (по ее собственному определению) писательнице организаторы дали очень стыдливую девушку. Необходимость произносить в микрофон слово «мастурбация» посреди набитой людьми книжной ярмарки давалась девушке с трудом, а уж когда Милле начала объяснять, что ее с Дали также роднит интерес к скатологии, переводчица вообще покрылась красными пятнами и начала говорить что-то очень обтекаемое. Впрочем, эта трогательная деталь не помешала Милле объяснить главное: с Дали она, собственно, знакома не была, но это и неважно. Француженка вообще оказалась такой дамой, которая может объяснить что угодно кому угодно. Не то чтобы она оказалась легким собеседником — но фигурой явно любопытной: вопросов ей назадавали море и не хотели отпускать.
В России дело Катрин Милле в каком-то смысле продолжает фотограф Николай Бахарев, персональная выставка которого открылась днем раньше в галерее Photographer.ru на «Винзаводе». Он интересуется ровно тем же — отношениями человека с собственным телом, местом любви и секса в жизни и тем, насколько художник может быть честным со своими героями. И подход у него похожий — откровенный, если не сказать экстремальный. Фотографии обнаженных советских граждан неподготовленного зрителя тоже могут вогнать в краску. Даже на открытии, где вход был по пригласительным и неподготовленных зрителей, по идее, быть не могло, многие кряхтели (особенно при виде портрета беременной девушки, принимающей душ). Но положение спас сам Бахарев — очень энергичный и словоохотливый старичок, рассказывающий такие детали своей охоты за советским «ню», что это можно было сразу снимать и продавать на DVD в качестве комического моноспектакля.
Бахарев снимал самых обычных жителей Новокузнецка 70-х, и сегодня признан классиком фотографии. Интересно, удастся ли тот же фокус создателям «новой драмы», которые в среду в театре.doc для узкого круга журналистов и друзей показали пилотную серию нового сериала про безработных, бесполезных, но жутко счастливых провинциальных лузеров. Для них счастье — это не отравиться просроченной колбасой: тоже, в общем, подход. Вообще русский молодежный ситком — обычно зрелище не из самых увлекательных, но конкретно этот, «Любовь на районе», делает удивительная команда. Продюсер — Борис Хлебников («Свободное плавание»), сценаристы — Максим Курочкин, Елена Ковальская и Елена Гремина. То есть в создании сериала в той или иной степени участвовали все, кто имеет отношение к «новой драме» в России.
Со стороны это выглядело как циничный антикризисный поход профессионалов в телевизор за деньгами, но, как выяснилось, они действительно пытаются создать чуть ли не первый нестыдный русский сериал. «Я заставлял актеров по три часа репетировать, как в театре, каждую серию — профессионалы с ТНТ чуть с ума не сошли», — рассказал режиссер-постановщик сериала, театральный режиссер Михаил Угаров.
Пока получается не столько эксперимент, сколько крепкий жанр. Правда, добавлено немного трэша: герои воруют из супермаркета и бесконечно трындят о сексе. Но в некоторых сценах просвечивает настоящая отчаянная честность. Такая, как у Милле и Бахарева.