О малой авиации

+T -
Поделиться:

1. Cessna 400

Вместимость – 4 человека. Размер кабины - 2,93x1,07 м. Дальность полета (с 4 людьми на борту) - 2116 км. Средняя скорость на маршруте в 370 км - 318 км/ч. Расходы на полет – 160 долларов в час. Цена - 620 000 долларов.

Я первый брошу в себя камень, если скажу чего дурного про классические «сессны» - 152, 172 и прочие похожие на них самолеты для курсантов и «реднеков». Ко всем ним можно испытывать чувство похожее на чувство к своей первой учительнице - пожилой, чуть располневшей, подслеповатой, бесконечно доброй и все прощающей. Нет, конечно, можно поставить у себя в кабинете школьную парту и работать за ней. Но стоит ли так ностальгировать по начальной школе? Мне кажется, нет. Вот и фирма Cessna поняла это пару лет назад  и решила вырваться из заколдованного круга, ведь бесконечные будущие китайские летчики (а также индийские, арабские и латиноамериканские) заполонили собой все летные школы США и требуют все новых и новых учебных самолетов.

Разработать новый самолет с нуля, без родовых черт предшественников – трудно и финансово, и морально (принцип: если оно работает – не трогай). Так что пришлось им покупать целую компанию, у которой к тому времени был суперсовременный самолет, корни которого уходят аж в специальную программу НАСА по разработке нового поколения легких самолетов. И в результате появился один из самых быстрых и высоко летающих самолетов мира. И без малейшего намека на ностальгию.

2. Beechcraft Bonanza G36

Вместимость – 4 человека. Размер кабины (длина-ширина) - 3,23х1,07 м. Дальность (с 4 людьми на борту) - 2110 км. Расходы на полет – 194 доллара в час. Средняя скорость на маршруте в 370 км – 312 км/ч. Цена – 610 000 долларов.

Самолет, который когда-то прозвали «Доктор-киллер» только потому, что доктора были (и остаются) обеспеченными людьми, выполняли клятву Гиппократа в любую погоду, ну и бились они, как водится. Впрочем, выпускающийся с 1947-го самолет хочешь не хочешь, а соберет знаменитостей в свои жертвы. Например, сахарный очкарик Бадди Холли разбился на таком февральской ночью 1959 года где-то на севере Штатов. Но все это в темном «двухвостом» прошлом – до 1982 года Bonanza выпускалась со своеобразным хвостом, состоящим из двух, отклоненных друг от друга половинок. Отсюда и его прозвище – fork-tailed doctor killer. Сейчас это крепкий, довольно быстрый и надежный самолет на каждый день. Безо всяких инженерных вывертов. Как говорилось в старом одноименном с самолетом сериале, «я не против образования, но только до тех пор, пока оно не мешает мне думать».

3. Cirrus SR22

Вместимость – 4 человека. Размер кабины (длина-ширина) – 3,30х1,25 м. Дальность (с 4 людьми на борту) – 1700 км. Средняя скорость на маршруте в 370 км – 296 км/ч. Расходы на полет – 161 доллар в час. Цена – 450 000 долларов.

Я не люблю «мерседесы», те, что автомобили. Глупые и напыщенные машинки, которым самое место в таксопарке. Вот где мерседесовский стиль пришелся как нельзя кстати – Cirrus SR22. Другими словами, люди из Cirrus одни из самых первых осознали, что самолет, для того чтобы пользоваться спросом, в определенном смысле должен перестать быть самолетом. До SR22 человек в крагах, белом шарфе и огромных очках смотрелся бы на своем месте в кокпите любого современного самолета. Почти столь же уместно, как смотрелся Нестеров или Чкалов в своих ньюпорах и АНТ-25. Обстановка же внутри SR22 почти не имеет следов «великой авиационной истории» – ни тебе десятков круглых приборов со стрелками, ни тебе кресел, под дерматиновой обшивкой которых скрывается табуретка, ни тебе обшивки, как будто только что снятой с областной машины «скорой помощи». Правда, на случай, если вдруг чего в полете не заладится, самолет снабжен парашютом, который спасет весь самолет со всем его содержимым. Сидя же внутри SR22, можно даже сразу и не понять, что находишься в самолете, а не в довольно приличном автомобиле – кожа, рожа, все дела... Но в результате лучший Cirrus превратился в то, что мне так не нравится в «мерседесах», – он стал самой популярной машиной в воздушных таксопарках.  

4.  Diamond DA42

Вместимость – 4 человека. Размер кабины (длина-ширина) – 2,62х0,95 м. Дальность (с 4 людьми на борту) – 1366 км. Средняя скорость на маршруте в 370 км – 245 км в час. Расходы на полет – 141 доллар в час. Цена – 600 000 долларов.

Еще одна попытка подойти к конструированию самолета не только с точки зрения аэродинамики, но и посмотреть на него глазами доктора или юриста. Полуживая австрийская фирма стала знаменитой в конце 90-х своей успешной попыткой поставить на самолет дизельный двигатель. Изумительный получился самолет – красивый снаружи, идеально сделанный внутри, неплохо летающий и к тому же потребляющий то же самое топливо, что и «большие» реактивные самолеты, а значит, проблем с заправкой не будет нигде. Самолет был бы идеальным, если бы не «мерседес». Дело в том, что дизель (2 штуки), который устанавливается на Diamond DA42, делался одной небольшой немецкой компанией на основе мерседесовского дизеля. Уж не знаю, как они там вели свой бизнес, но в прошлом году умудрились разориться – и это при постоянно растущем спросе на их двигатели. Сейчас Diamond собирается ставить американские дизели и бензиновые моторы. Стоит подождать...

5.  Cessna Caravan/Grand Caravan

Вместимость – 10 человек. Размер кабины (длина-ширина-высота) – 5х1,62х1,37 м. Дальность (полностью загруженный) – 1444 км. Средняя скорость на маршруте в 500 км – 287 км/ч. Расходы на полет – 540 долларов в час. Цена – 2 000 000 долларов.

Зачем человеку нужен автомобиль – джип мне более или менее понятно: распугивать таких, как я, ездящих на авто ростом с колесо джипа. Однако до тех пор, пока существует выбор самолетов-джипов, они всегда будут вводить русскую душу в неясный, но блаженный трепет. Удивительно, но выбор этот довольно большой, от Cessna Caravan, в который поместятся не только три охотника с привала, но и все якобы убиенные ими животные, до Husky, который, похоже, сделан из переплавленных паровозов и который проще продать, чем сломать. Caravan – лучший самолет для того, чтобы летать в Сортавалу, на озера. До тех пор пока аэропорт там наглухо закрыт, можно садиться прямо на Ладожское озеро. Это очень удобно, но только если удастся придумать, как взлететь с поплавками из помпезного Внуково или Пулково.

6,7,8. Pitts S2b, Extra 300 илиСу-26/30

Вместимость 1-2 человека. Мощность – 260-450 л.с. Дальность – не имеет особого значения, поскольку эти самолеты должны всегда быть на виду у публики. Цена: от 55 000 (без двигателя)  до примерно 350 000 долларов.

Выбирать самолет из этой троицы – все равно, что выбирать безделушки в ювелирном магазине. Все одинаково непрактично, но не купленное через час будет казаться привлекательнее. Это спортивные самолеты. Не гоночные, а гимнастические – каждый из них способен выдерживать перегрузку как минимум 10 g. Во всех своих бесконечных вариантах за все время производства в США, Германии и СССР их было выпущено вряд ли больше 1000 штук. Пилотов, которые умеют использовать все возможности этих самолетов, раз в десять меньше. Все остальные летчики различаются лишь степенью неподготовленности к этим самолетам – кто меньше, кто больше.

Pitts можно купить «в коробке» или даже «в чертежах» и собрать (построить) в гараже. Если оригинальности в обладании этим бипланом с открытой кабиной недостаточно, можно купить Pitts Model 12 – вариант, который был специально спроектирован под двигатель МП-14 из Воронежа. Получится патриотично и очень мощно – мощнее не бывает.

Купить Extra 300 – все равно, что купить гимнастические брусья с прошедшей пекинской Олимпиады и попытаться повторить все, что они там на них вытворяли. Extra – один из трех самолетов, которые используются в мировом авиацирке Red Bull Air Race. Есть только одна проблема с этим самолетом – я понятия не имею, где продаются надувные конусы, вокруг которых и нужно крутиться.

Советский Союз вложил в самолет Су-26/29 все, что мог и знал, – титан, пластик и двигатель, который был разработан в 30-х годах прошлого века (тот же самый, кстати сказать, МП-14, что ставится и в Pitts). В результате получился лучший акробатический самолет мира. СССР нет, производства Су-29, увы, тоже нет. Один мой приятель, фанатично влюбленный в этот самолет, носится с идеей возобновления его производства уже несколько лет. Но производить в России дорого и хлопотно, а за границей – времена нынче не те,  непатриотично выглядит.