Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Кажется, что открыть частный детский сад легко — нужно просто скооперироваться с кем-то, найти помещение, дать рекламу, нанять администратора и педагогов, поставить кровати и столы, купить игрушки — и дело в шляпе. Возможно, так оно и есть, особенно если вы относитесь к детскому саду не как к осмысленной инвестиции, а как к эксперименту в области дополнительного дохода. Но все обстоит совершенно иначе, если вы относитесь к детскому саду как к делу всей своей жизни.

Как выстраивать долгосрочный бизнес в образовательной сфере

Чтобы построить крепкий бизнес в образовательной сфере, нужно обязательно его лицензировать и строго соблюдать все нормы. Не стоит сильно бояться, что кто-то захочет закрыть или отнять ваш проект — в этом смысле школы и детские сады ужасно непривлекательные и даже «проблемные», ведь этот бизнес не похож на бизнес в классическом понимании.

Детский сад стоит рассматривать как проект с длительным горизонтом планирования и возврата инвестиций. Тем, кто рассчитывает на быстрые деньги, в этом бизнесе делать нечего. Главная функция детского сада — подготовка детей к начальной школе. Начальная школа — подготовка к средней. Средняя — к старшей. А старшая — к университету. Получается, что российские и международные университеты — косвенные заказчики детских садов и должны существенно влиять на формирование их программы. Все, что вы предлагаете родителям и детям, должно быть самым актуальным и передовым, но в то же время опробованным и хорошо себя зарекомендовавшим. На практике это означает одно — нужно быть готовым корректировать программу: 10–20% сетки занятий будут видоизменяться. Не потому, что что-то не так работает, а потому, что надо смотреть на 15 лет вперед, быть в курсе технологических изменений, следить за тем, какие требования к выпускникам школ предъявляются сейчас, и оперативно проецировать их на младшую группу детского сада. VR-технологии, например, одно из направлений ожидаемого прорыва.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Главное — уметь торговаться

Самое тяжелое в любом бизнесе — уметь торговаться: по ставкам аренды, по условиям с партнерами и подрядчиками. В том числе нужно уметь торговаться с заказчиками продукта — и речь не столько про деньги, сколько вообще про процесс формирования адекватного предложения. Мы предлагаем сервис не по самой низкой цене на рынке (от 50 тысяч рублей в месяц), поэтому мы должны уметь правильно продавать свои услуги. Ведь когда речь идет об образовании, умные люди выбирают для своих детей не столько комфортную среду, а среду с идеологией (в хорошем смысле этого слова). Наша идеология основывается на подготовке детей к реалиям глобального будущего, в котором им предстоит жить. Мы предлагаем индивидуальный подход, педагогику Монтессори, кастомизацию программы под каждого конкретного ребенка и возможность выбора широкого перечня дисциплин — английский, китайский, драматическое искусство, робототехника, программирование. В итоге каждый ребенок получит именно то, что ему нужно, а не программу «по образовательному стандарту».

Как понять, что проект успешный

Если ваш проект успешен, то через год после запуска к вам начинают подтягиваться другие бизнесы, девелоперы проявляют интерес и выстраиваются в очередь. Только в тот момент, когда ваш бизнес становится действительно сильным, вы начинаете торговаться по-настоящему и ничего не переплачиваете ни людям, ни сервисам. Мы считаем, что объект работает хорошо, когда на третий-четвертый месяц он операционно неубыточен. Иногда процесс затягивается до 6 месяцев, но если после этого срока вы не выходите в устойчивый плюс, а через полтора года вам не возвращаются инвестиции, то, значит, что-то идет не так.

Наш проект существует два года, но в ноль мы до сих пор не вышли, несмотря на то что большинство наших объектов заполнены, а клиенты записываются в «лист ожидания». Все потому, что мы постоянно открываем новые сады и школы и вкладываемся в них. Каждый проект требует существенных инвестиций (от 5 до 20 миллионов рублей). Сейчас мы хотим дать рынку возможность применять современные образовательные подходы, поэтому создали франшизное направление для партнеров, желающих работать по нашим стандартам в режиме «под ключ». Стать нашим партнером очень сложно, потому что визионеров в нашем деле мало, а без четкого видения образовательный бизнес построить невозможно.