Василий Бычков: Музеям приходится реагировать на то, что происходит вокруг них

Нью-йоркский музей «Метрополитен» удалил все экспонаты с изображением пророка Мухаммеда из своей экспозиции исламского искусства и, возможно, не вернет их в обновленный выставочный зал, который откроется в 2011 году. В музее эту ситуацию объясняют идущим ремонтом залов, пишет The New York Post.

+T -
Поделиться:

В музее заявляют, что экспозиция изображений, которые вызывают протест у религиозных мусульман, сейчас находится «на пересмотре». Напомним, что согласно исламу изображения людей, а уж тем более основателя этой религии, запрещены.

Подробнее

Во многих помещениях музея идет ремонт, поэтому во временной экспозиции из 60 тысяч экспонатов коллекции исламского искусства сейчас выставлено лишь 60 предметов. Как отмечает газета, среди них нет трех древних изображений Мухаммеда, которые можно было увидеть в музее раньше.

«Сейчас у нас очень мало пространства, на котором мы можем представить исламское искусство. Изображения пророка не соответствуют теме нынешней экспозиции», — заявила пресс-секретарь музея Эгле Зигас (Egle Zygas).

Между тем многие уверены, что причины удаления изображений Мухаммеда из выставочных залов другие — «Метрополитен» пытается избежать гнева мусульман и тем самым исключить повторение международного скандала вокруг датских карикатур, который разразился в 2006 году. The New York Post сомневается в том, что спорные предметы вернутся в экспозицию после открытия отремонтированных залов в 2011 году.

Свои подозрения издание аргументирует и тем, что ранее музей неоднократно из политкорректности менял названия своих экспозиций. Так, например, три года назад выставка «Галерея примитивного искусства» была переименована в «Искусство Африки, Океании и Америки». А недавно стало известно о том, что экспозиция «Исламские галереи» после ремонта будет называться «Выставка искусств из арабских стран, Турции, Ирана, Центральной и Южной Азии».

Василий Бычков

   Я думаю, им виднее. Метрополитен — это такая уважаемая организация. Мне очень нравится то, что музей так чувствительно реагирует на то, что происходит в окружающем пространстве.

С другой стороны, всегда есть вопрос о том, насколько пространство искусства должно быть свободно от политики, от любых форм идеологии. Хотелось бы, что бы оно было максимально свободным. Но чудес не бывает, мы живем не в безвоздушном пространстве. И к тому же, не нам судить об их уровне свободы.

Изобразительное искусство, в том числе и в США, гораздо меньше связано по рукам и ногам, чем, например, кинематограф или все формы шоу-бизнеса. Оно все-таки всегда более свободное, чем другие формы гуманитарной мысли. Хотелось бы, чтобы это всегда было так. Но так не получается. Так или иначе, приходится реагировать на то, что происходит.   

Комментировать Всего 4 комментария

Я думаю, им виднее. Метрополитен — это такая уважаемая организация. Мне очень нравится то, что музей так чувствительно реагирует на то, что происходит в окружающем пространстве.

С другой стороны, всегда есть вопрос о том, насколько пространство искусства должно быть свободно от политики, от любых форм идеологии. Хотелось бы, что бы оно было максимально свободным. Но чудес не бывает, мы живем не в безвоздушном пространстве. И к тому же, не нам судить об их уровне свободы.

Изобразительное искусство, в том числе и в США, гораздо меньше связано по рукам и ногам, чем, например, кинематограф или все формы шоу-бизнеса. Оно все-таки всегда более свободное, чем другие формы гуманитарной мысли. Хотелось бы, чтобы это всегда было так. Но так не получается. Так или иначе, приходится реагировать на то, что происходит.

Я понимаю это решение, ведь в исламской культуре запрещается изображение Пророка. Ну, сняли — и отлично, будут снимать еще не раз. Доиграются в политкорректность.

Религиозным мнением этой конфессии рулят люди непримиримые, негибкие, которым не нужны компромиссы. Это молодая, дерзкая религия со строгим каноном. Зачем, в таком случае, было упражняться, чтобы потом в итоге снять эти изображения? Я один раз уже писал про то, что классическое мусульманское искусство — это каллиграфия, орнаментика и их сочетание.

Сняли и сняли. Видимо, это была какая-то староперсидская вещь XI-XII века. И Дамаск, и Багдад экспериментировали с этим делом, но постепенно, с течением времени возобладала другая, нефигуративная традиция. Меня ничего не удивляет. Заигрались очень сильно в так называемую политкорректность. Это еще одно свидетельство того, что скоро мы все, возможно, будем жить по законам шариата.

Дима, посмотрите под другим углом: происходит (вынужденно) адаптация западной цивилизации к изменившемуся миру. Это может печалить. Но так было с данной цивилизацией не раз, и не десять. Революции, принятия конфессий, смены династий дажетребовали изменения визуального ряда. В свое время (два века назод) Запад уже пережил увлечение ориентализмом - Делакруа, Энгр, граф МонтеКристо и тд. А теперь это возвращается с иным звучаниемЖ то было увлечение колониями, а сейчас пожинаем плоды деколониализма и непродуманной глобализации. Но так уже было, вот в чем штука.

Уважаю ислам. Но почему под него нужно прогибаться,  а наоборот никак, страшно?