Софья Баскина /

Танец — это наша древняя речь

Наша подписчица Наталья Кузнецова, модератор блога Илья Колмановский и специалист по поведению животных Соня Баскина обсуждают, отчего танцы приносят столько радости

Фото: GettyImages/Fotobank
Фото: GettyImages/Fotobank
+T -
Поделиться:

Наш подписчик Наталья Кузнецова из Лондона в одной дискуссии заявила: «Я танцую всю жизнь; танец — моя кожа. Кожа не может нравиться или нет. Она есть, без нее невозможно, это неотъемлемая часть меня. Я танцую бальные танцы. Это такая эстетически совершенная модель отношений двух людей. [...] У меня есть личная теория о связи физического тонуса и жизненных достижений: мне кажется, поскольку мы все родом из животного мира, физические сила и выносливость означают быстроту реакции на опасность, а значит, повышенную выживаемость. По себе замечаю: стоит потерять физический тонус — сразу в других аспектах притормаживать начинаю».

Вчера я прочитал в блоге «Здоровье и молодость» о повальном увлечении танцами и вспомнил мысли Натальи. Почему? Почему именно танцы оказывают на нас совершенно особенное действие? Нет ли тут какой-то природной подосновы, инстинктивных глубин?

Я решил поговорить с Натальей по скайпу, а еще попросил зоопсихолога Соню Баскину прокомментировать наш разговор.

Наталья Кузнецова, переехав в Лондон, легко нашла новую компанию для танцев и продолжила увлечение всей жизни

Илья Колмановский: Почему танцы так сильно действуют на ваш организм?

 

 

Наталья Кузнецова: Танцы естественны; это движения из животного мира — они присущи нам. Особенно латиноамериканские — в них есть что-то первородное. Парный танец — это же так естественно...

 

Соня Баскина: Думаю, что все читатели блога «Наука», так же как и оба участника этой беседы, знают, что в мире животных ритуалы, а особенно брачные танцы — совершенно обычное явление. Танцуют и рыбки, и птички, и, конечно, млекопитающие. Рисунок танца — это «ключ», видовой признак. Если какой-то элемент брачного танца пропущен, пара не сложится, партнеры даже могут не понять, что они относятся к одному виду.

Брачный танец трехиглой корюшки

Ну да, латиноамериканские танцы — это непрерывные движения тазом. Итак, есть исходное, природное движение — движение таза при фрикциях. Чем отличается танец? Почему это больше, чем просто совокупление, и интереснее?

По сравнению с сексом в танцах добавлено очень много всего. Есть и жесты, и эмоции. Это отражение жизни.

 

Брачный танец у животных всегда состоит из трех компонентов: элементов агрессии («я — сильный»), подчинения («но тебя не укушу»), полового («это был намек на вот что») и родительского поведения (укрывание-обнимание, обнюхивание или ритуальное кормление, т. е. поцелуи, «перетаскивание» партнерши — извиняюсь за такое слово в комментарии к статье о танцах).

Нетрудно провести аналогии из мира животных в мир людей, особенно если выбрать для сравнения красивых животных. Жеребец и кобыла скачут параллельно друг другу, изогнув дугой шеи, отставив развевающиеся шлейфом хвосты. Жеребец чуть обгоняет подругу, они синхронно разворачиваются и скачут обратно. Останавливаются. Жеребец встает перед кобылой, они нежно чешут друг другу холки. Потом снова проскачки. В какой-то момент кобыла вырывается вперед, с визгом лягается — жеребец встает на дыбы, потом догоняет ее — она бежит, задрав голову, а он — опустив голову к самой траве, прижимается шеей к плечу любимой, заставляет повернуть, и вот они снова скачут параллельно, изогнув шеи в дугу...

Но при этом какую-то важную роль играет та дистанция, которая отделяет танец от настоящей жизни?

 

Безусловно. Классический бальный танец — вальс и танго — появился в эпоху, когда европейцы не могли себе позволить распущенности латиноамериканских танцев. Снаружи сдержанность, а внутри невероятно много. Если партнеры недостаточно tuned — все фигня. Это и есть отражение жизни.

У высокоорганизованных животных степень насыщенности поведения ритуалами отчасти наследуема (домашние животные потеряли некоторые элементы ритуалов своих диких предков), а в основном зависит от опыта общения со старшими сородичами в определенные чувствительные периоды жизни. Жеребцов, проведших детство в конюшне, вечно запертых в денниках поодиночке, кобылы в табуне отвергают (они неспособны на сложные ритуалы), предпочитая им, может быть, менее породистых, но более искушенных в ритуальных демонстрациях ухажеров. Чем лучше развиты социальные навыки жеребца, тем богаче его ритуалы, тем лучше он сможет объясниться с соплеменниками, не прибегая к зубам и копытам, и тем больше понравится кобылам. Возможно, и людям больше нравятся особи, способные на сложное, галантное поведение.

ОК, отражение жизни, но почему это интереснее (вштырнее), чем сама жизнь? Можно же просто пойти на свидание...

 

Это взаимодействие высокого уровня. Танец танцуют красивые люди, делают это красиво, наполняя духовным смыслом, а в жизни все может быть не так. В танце женщины — это Дамы, мужчины — Джентльмены. Есть сюжетные линии: уходит, будто навсегда, встречается страстно. Много драмы; один танец — это concise love-story. Яркая модель отношений.

Вот на видео (в первом фрагменте) жеребец тоже подумал: «Зачем все эти тонкости? Подойду и просто скажу ей...» А в следующих сюжетах жеребец зебры, а потом мустанг решили показать себя «джентльменами».

 

То есть суть в том, что воспроизводится жизнь, но в идеальной форме? Вы говорите, танцуют красивые люди... Когда я иду за хлебом в магазин, мое тело идеально выполняет его природную функцию — двуногую походку. Она не кажется мне особенно красивой — хотя мое тело действует совершенно. Но когда я танцую, действительно меняется самовосприятие — ты кажешься себе совершенным. У вас так же?

Когда я заканчиваю рабочий день, я чувствую себя ужасно и даже не хочу в танцевальный класс. Но придя, сразу чувствую себя моложе, красивее — и счастливее. Стоишь, осанка правильная, все подтянуто — чувствуешь тонус. Если животные в тонусе — они верят в свою выживаемость, знают, что лучше добегут, спасутся. Это внушает чувство безопасности. Ты король, королева. Ну и ощущение красоты влияет на психику — жизнь воспринимается радужнее, не так ли?

Добавлю еще от науки о благополучии животных. Непредсказуемость среды — это один из самых сильных стрессирующих факторов. А ведь поведение человека насыщено двусмысленностями (говорим одно, а поза показывает другое). Танец возвращает нас к предсказуемым взаимодействиям. Ты говоришь (движениями) — тебе отвечают, и ты полностью контролируешь ситуацию. Возможно, отсюда появляется такое позитивное самовосприятие.

Вы давно занимаетесь?

 

 

С шести лет. Почувствовав этот кайф, бросить невозможно. Это как во всем остальном: поел лучшей еды, поносил лучшие ботинки — и все, на худшее смотреть не хочется.

 

Помните ваш лучший танец в жизни?

 

 

Надеюсь, он впереди.

 

 

Сегодня пойдете?

 

 

Да!

 

 

Наталья танцует с детства, и ей это до сих пор не надоело. Я думаю, что было бы слишком однобоко сравнивать танец человека исключительно с брачными ритуалами животных, проигрываемыми с определенной целью и в определенные периоды жизни, — все гораздо глубже. Дело в том, что танец — это наша древняя речь.

Замечательный исследователь в области обучения высших обезьян языку (например, языку глухонемых) Сью Сэвидж-Рамбо сравнила язык, речь с «изящным танцем». Она предположила, что эволюционируют не индивидуальные высказывания, а «рисунок танца, созданный двумя партнерами».

Но если наша речь в своей основе является своеобразным танцем, то разве инстинктивная подоснова человеческого танца — это не возможность общения на другом, более древнем и естественном уровне? Уровне, на котором невозможно промолчать, потому что даже неподвижная поза — уже знак?

Спасибо за беседу, дорогие коллеги. Хочу от себя добавить, просто так, вот такое видео: