В детский сад как на работу. Советы психолога
Ранняя социализация
Если родители планируют отдавать своего ребенка в общеобразовательную школу, хотят видеть его управленцем в корпорации Google или президентом, то им стоит понимать, что ребенок должен быть социализирован с самого детства. В идеале это должно происходить под чутким наблюдением психолога. Иногда родители приводят ребенка в садик в шесть лет, и там за год его пытаются научить читать, писать и общаться с другими детьми. Это стрессовая ситуация, потому что в такие сжатые сроки интеллектуально и социально подготовиться к школе очень сложно. Максимально комфортный возраст для того, чтобы отдать ребенка в детский сад, — три года, но в больших городах социализация происходит еще раньше.
Партнерские отношения
Главный миф, который мне бы хотелось развеять у взрослых, — что дети очень отличаются от нас. Это совсем не так. Дети точно такие же, как и мы, — они все понимают и на все реагируют, просто они меньше ростом и у них меньше интеллектуального, практического и эмоционального опыта. Педагоги и родители должны быть для ребенка старшими товарищами, которые помогают узнавать и исследовать этот мир, но ни в коем случае не должны считать себя важнее и лучше ребенка. Мы советуем строить с детьми партнерские отношения, разговаривать с ними на равных и давать им право выбора.
Мы работаем по системе Марии Монтессори — благодаря этой методике с ребенком строятся честные, открытые, партнерские отношения. «Помоги мне сделать это самому!» — вот лейтмотив этой методики. Очень часто в дошкольных учреждениях отсутствует или минимизирован индивидуальный подход — если ты квадратик, то должен обязательно стать кружочком, если ты кружочек, то будь любезен стать квадратиком. Это лишает ребенка возможности сохранить свою неповторимость, яркость, индивидуальность. В современном мире так востребована креативность, творческий подход, но откуда он появится, если с детства мы приводим ребенка к шаблонам?
Все как в обычной жизни
Нужно с самого детства приучать ребенка к реальному миру, а не к его заменам. Если у тебя есть ботинки со шнурками, то надо учиться завязывать шнурки, а не покупать ботинки на липучке. Мы сами часто облегчаем детям жизнь, формируя дома чрезмерно благоприятную среду. До определенного момента он живет в прекрасном царстве, где его кормят, с ним играют, ему покупают удобные вещи, за ним убирают, а потом он резко попадает в мир, где все должен делать сам, потому что мама решила, что он уже вырос. Внезапно оказывается, что игрушки убирает не волшебная фея, а шнурки завязываются не сами по себе, но ребенок к этому не готов. Это примерно как если ты всю жизнь ездил на BMW, а тебе вдруг предлагают пересесть на «Ладу Калину». Именно поэтому к самостоятельности надо приучать постепенно с самого детства.
Выходные для отдыха
Учебные заведения должны стимулировать развитие. Мы идем в школу и университет за знаниями и навыками, почему детский сад должен нести другую функцию? Если вы хотите обеспечить ребенку только уход и присмотр, то лучше нанять няню. В садике много интеллектуальной нагрузки, так что ее стоит совмещать с физическими, а не развивающими занятиями. В выходные мы советуем детей ничем не нагружать, а просто гулять с ними, играть и общаться. Им нужно отдыхать: детский сад для них — работа пять дней в неделю.
Проекции
Работать с родителями сложнее, чем работать с детьми. Мы все из мира детства, у нас есть свои проекции, страхи и нереализованные мечты, поэтому часто родители свои мысли и свое мироощущение перекладывают на ребенка. Мы сами часто что-то приписываем детям, не спрашивая их мнения: «Мне кажется, что моему ребенку некомфортно». А давайте спросим об этом ребенка? Он даст четкий ответ, например: «Мне все нравится, но я просто устал». Кто не устает от своей работы? Но если это любимая работа, то вы готовы идти туда снова и снова. И вам, и ребенку нужно время, чтоб принять и полюбить свою работу.
Страхи родителей
Дети чувствуют, когда родители чего-то боятся, и эмоционально на это реагируют. Яркий пример, когда совсем маленькие дети учатся ходить и падают, то они всегда ждут реакции взрослого. Если испугаться и закричать, то малыш сразу заплачет, а если отреагировать спокойно, то ребенок не будет плакать. На многие вещи ребенок никогда бы не обратил внимания, если бы не услышал их от взрослых. Если мама обсуждает по телефону с подругой, как она переживает, что ребенок скоро закончит детский сад и пойдет в школу, то сын или дочка, услышав это, тоже начнет переживать. Свои опасения нужно оставлять при себе, а еще лучше постараться их минимизировать. Все идет своим чередом — вы тоже когда-то были маленьким, потом вам исполнилось 25 лет, и когда-то будет 50… Вас это пугает? В этом нет ничего страшного. Главное, чтобы на каждом этапе жизненного пути вы и ваш ребенок были счастливы. А что такое счастье? Для каждого оно свое!