Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Сорокин

Владимир Сорокин: Знакомая музыка опричнины

Расстрел подполковником милиции Мауриным водителя снегоуборочной машины за разбитое зеркало джипа пробуждает не только закономерный гражданский гнев, но и напрашивающиеся литературно-стилистические ассоциации

Иллюстрация: Валентин Ткач
Иллюстрация: Валентин Ткач
+T -
Поделиться:

Как во стольной во Москве белокаменной

Да по улице по узкой Рябиновой

Проезжал государев опричник Мауря

На своем на аргамаке на неистовом.

А ничтожный смерд со своей метлой,

Со своей метлой трехаршинною

Разметал-расчищал сию улицу,

Над сугробами снежными горбатился.

Не приметил он лиха опричника,

Зацепил черенком да метлы своей

Аргамака да лихого да за левый глаз.

Как заржал аргамак враз от боли той,

Да как взвился на дыбы, беспрепятственный!

Не стерпел гордый Мауря обиды сей,

Сразу сабельку из ножен он повытянул,

Да занес ее над смердом неоглядчивым,

Да и рек ему своим громким голосом...

 

И так далее, до самого кровопролитного финала. Можно соответственно обылинить и недавний героический поход в супермаркет майора Евсюкова:

 

Надоело Евсюку-свет опричнику

Пировать во палатах во каменных,

Надоело ему, ох, опостылело

Пить меды да жевать гусей-лебедушек.

Стало душно ему! Стало скучно ему!

Он выхватывал свою саблю вострую,

Да бежал со всех ног да в Охотный ряд,

Рассекал там он купцов-менял-калашников,

Рассекал народ московский недоверчивый,

Рассекал на куски да саблей вострою,

Рассекал, рассекал, да приговаривал:

— Ох, и душно мне! Ох, и скучно мне!

 

Пользуясь событийным материалом последнего десятилетия, можно легко написать десятка три таких былин, начав, например, с «сокрушения огнедышащего Змия-Юкоса, усекновения голов его и расчленения на куски жирного тулова» и закончив «гневливым Маурей». Или ментами, забившими журналиста. Или омоновцами, героически расчищающими Триумфальную площадь в последний день каждого месяца. Получится увесистый томик новоопричного эпоса нашего времени.

Опричнина как угрюмое эхо XVI столетия все возвращается и возвращается, напоминая о себе, воплощаясь во все новые и новые опричные тела, заражая их своей идеей отдельных людей, требуя все новых и новых жертв, случайных и преднамеренных.

Утро опричное в Александровой слободе, как известно, начиналось ранехонько, когда Иван Грозный с Малютой Скуратовым, облачившись в монашьи одежды, лезли на колокольню и звонили в колокол, собирая государевых кромешников на молитву. Тем колоколом Грозный укреплял опричный дух на войне с собственным народом. Укреплял идею отделенности. После молитвы они трапезничали неспешно, потом садились на добрых лошадок своих, приторачивали спереди головы собачьи, сзади — метлы, да и ехали вершить Слово и Дело государево.

Миновало четыре столетия.

Посреди России антенной высится Вертикаль Власти. Она принимает звуковые волны, энергетические вибрации, сигналы, проистекающие из сумрака веков, от истоков опричнины, от того самого колокола Александровой слободы. Усиливает их, ретранслирует по российским городам и селениям. Заставляет звучать в телах. И поет в мозгах, костях и мышцах силовиков, эфэсбэшников, прокуроров, следователей, таможенников, гаишников, охранников сладкая музыка опричнины.

Вспомним, что негодующе кричал майор Евсюков вяжущей его опергруппе:

— Ребята, я вас посажу!

Ибо мешали они, неразумные, наслаждаться ему музыкой опричнины, восторженно поющей в мозгу его, когда, перезаряжая свой пистолет, он всаживал пулю за пулей в тела мечущихся перед ним простых людей.

Покуда высится посреди Руси ретранслятор, будет звучать эта музыка в телах опричных. Музыка отдельных, живущих по своим законам.

Страшная музыка служивых воров, грабителей и убийц.

Комментировать Всего 37 комментариев

Да, времена вроде бы новые, а страхи старые. Не дай Бог угодить под эту машину вертикали. Живым не выберешься.

Продолжая аналогию

резонно задаться вопросом: а кто тогда в наши дни будет аналогом Федора Басманова (которого, как известно, тогдашняя Вертикаль-Грозный... ну... сами знаете...)?

Андрей, насчет Федора Басманова - не знаю, надо вглядеться в лица кремлевской молодежи попристальней...Необходимо  провести опрос населения: who is who в нынешней власти, - кто Вяземский, кто Годунов, кто Бекбулатович, кто Курбский. Если Сечину отпустить бороду - сразу станет Малютой. Вообще, сдается мне, что нынешняя власть созрела для отпускания бород.  Время пришло. Петр сбрил, а нынче пора отпускать. Иначе - провороним Россию. Бороды все расставят по своим местам, решат многие вопросы. Например, если Медведеву отпустить бороду - в нем сразу проснется Николай II. Конечно, тут же нарастут старые проблемы, но ведь и многие государственные вопросы будут сразу решены.  

Насчет Медведев-с-бородой не знаю, но Путин и так вылитый Победоносцев!

Мне кажется, самый страшный вопрос - "А кто у нас Грозный?" И желательно ответить на него до того, как однажды опричники сами предъявят его и Николаю II, и Победоносцеву и всем нам иже с ними.

"обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних..."

А простым людям это нравится...

Если б не терпели — по сей день бы пели. А сидели тихо — разбудили Лихо.

                                      Башлачёв Саша

Всё верно, да только зачем их "обылинивать"? Несоразмерная поганству честь. 

Владимир Георгиевич, так напишите, томик-то. Я бы купил с большой охотой.

Вот Esquire как раз издали на днях календарик опричных подвигов за последний год: http://esquire.ru/calendar/ - материалов хватит даже на длинный нордический эпос сродни Беовульфу или борьбе Тора с Мидгарским Змеем.

При всем разнообразии ужасов в списке, сразу попалось на глаза вот это:

Милиционер украл котлету у посетителя рюмочной и сбежал.

Из Хармса, из Ильфа и Петрова, из Салтыкова-Щедрина, из Достоевского, но на былину так точно не тянет.

Володя, былины можно писать и про опричников, и против них.  Немалым успехом, думаю,  пользовалась бы сейчас новая (последний раз ее ставили в 1909 году)  экранизация лермонтовского опуса "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Под "купцом" можно понимать Ходорковского с автоматом известной марки.

Саша, я сомневаюсь, что Ходорковский держал когда-либо в руках сей инструмент...

Обрез? :-)

Мне рассказывала жительница одного юкосовского моно-города: они не платили зарплату, чтобы им продавали ваучеры. Верю, что он, теперь, другой человек и сделал, потом, и сделал бы много доброго, но, наверняка, не святой.

Всячески за него "болею".

Опричные люди, воины Грозного царя - есть, а самого Грозного царя - нет. Измельчали ныне правители, вот ведь что.. Где размах, где стать, где выдумка?! Одни только разговоры, да и то - вялые, какие-то опасливо-предусмотрительно-заранее-подготовленные..

А иной бы взял, да и посадил на кол человек хотя бы пятьдесят, из особенных разбойников.. Ну, или можно кипящим алюминием кое-кому горло залить. Много вариантов, правда.. Только вот никто ничего этого делать не будет. Потому что выгодно, когда бардак в стране.

Дмитрий, а себе бы что предпочёл кол или алюминий?

Странный вопрос..

Конечно же, алюминий. От него смерть быстрая, хотя и не мгновенная. А от кола - долгая, мучительная.. Особенно если сделать перегородку: дойдёт кол до уровня пупка, и сиди давай.. Пока кровью не изойдёшь, али сепсис не настигнет.

Вот такие дела, Константин.

Митя, был кол сухой и осаленный. Осаленный - побыстрее.

Ну, пущай будет и осаленный.. По что зря народ мучить, чай, не Средневековье..

Или вот ещё в кипятке сварить хорошо.. Только чур-таки не меня! Меня - не за что, ей-Богу, братцы!.. :)

Вы, ребята, рассадисничались. Тема, однако, интересная и важная.

какое знание предмета. в пытошной не подрабатываете?

Зачем подрабатывать.. Держим с родственниками на паях артель. Изготавливаем виселицы, дыбы, различные крючья, также ручной инструмент..

  

В общем, ассортимент уже приличный. Могу прислать коммерческое предложение и каталог 2010 года, если есть заинтересованность в сотрудничестве.

Дмитрий Катков Комментарий удален

Владимир, вынуждена перед Вами извиниться. Может Вы не заметили, а вернее очень надеюсь что не заметили, но последняя колонка Максима Кантора, а так же котовасия с Елизаровым, позволила некоторым подписчикам включая меня посетовать на то, что пока не дается талантливым писателям жанр эссеистики. Спешу забрать свои слова обратно. 

Маша, заходите на огонек...

Скорблю об опричнине, а вот то что князей Серебряных нет - плачу навзрыд. Природу власти не изменить, но то что у системы перестает вырабатываться иммунитет в виде таких светлых личностей, говорит о скорой гибели организма. Или тяжелой затяжной болезни. Разве не так?

Irina, совершенно верно. Элита уничтожалась красным бульдозером, гумус нации снят, сгребен, свален в овраг, засыпан щебнем, забетонирован, а сверху построены блочные дома, в которых живут одноклеточные персонажи сериала "Школа" : 

- Блин, ты че, тупой?! Я, сто пудов, с ним не пихалась! 

Мда.. Я так понимаю выход один -  внутренняя эмиграция. Хотя, собственно, кто-то там уже всю жизнь

Ира, не помню, кто написал: эмиграция - это, как загробная жизнь - тот, кто туда уезжает обратно не возвращается. Внутренняя - тоже.

Вспомнил - Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер Бей.

Гнусная клевета на Россию!

Разве не для того она наконец-то "поднимается с колен", чтобы снова продемонстрировать всему миру свои органы!?

Да, поднялась с колен, чтобы опуститься на четвереньки. А сидящий на четвереньках волей-неволей демонстрирует некоторые органы. Поза вынуждает.

Гражданин, вы выходите на этой остановке? - А тебя это ебёт? - да я выхожу.- а меня это ебёт?
а мне фильм "Царь" навеял ассоциации с Днем опричника

думаю и то и другое лучшее из арсенала их авторов. но главное стоит особняком от кинематографичекого и литературного мэйн-стрима

Чего уж там сносимые кособокие особнячки, нынешняя опричнина есть подлинное сохранение " культурного наследия". Власть с маниакальным упорством воспроизводит механизмы четырехсотлетней давности. С тем же упорством растут новодельные соборы и дворцы, словно зубы десну прорывая человеческое недоумение. Пожалуй, это одно из немногих мест на земле, где сегодня можно наблюдать реликтовые устои и былинные нравы. Этакий парк юрьевского периода. Да и ни где больше власть не сидит в сокральной средневековой цитадели. Возможно там находится некая пространственно-временная аномалия, накладывающая свой отпечаток на все происходящее?!

Дорогой Андрей, аномалия многое бы объяснила, но, увы, и оправдала.

я думаю, Мария, все объяснения, которые исходят не из человеческой природы и истории, занятны, но по сути никогда ничего не объясняют. Человек обречен разбираться с собой, даже если выяснится, что свинцовые трубы проложены инопланетянами.

Владимир Генин Комментарий удален