Глава МЧС Владимир Пучков сейчас официально признает, что бытовой газ взрывается все чаще. Износ основных фондов ЖКХ составляет в среднем более 60%, большая часть находится в аварийном или предаварийном состоянии, а срочного переоборудования требуют 54,5% котельных и газовых сетей. В отдельных регионах положение еще более удручающее. В феврале 2016 года в Ярославле взрыв в многоквартирном доме обрушил весь подъезд, погибли семь человек, включая двоих детей. Позже эксперты оценили износ здания в 70%. 30 ноября 2015 года три этажа многоэтажки обрушились из-за взрыва газа в Хабаровском крае, тогда погибли шесть человек. В том же году, в мае, из-за взрыва бытового газа в Санкт-Петербурге умерли женщина и ребенок. При этом властям города давно известно критическое состояние инженерных коммуникаций с износом газового оборудования более 90%.

Организация, обслуживающая взорвавшийся 6 ноября дом в Иванове, — дочка компании «Газпром газораспределение» — сейчас заявляет, что осенью проверяла состояние сетей по этому адресу, но инспекторы «смогли попасть не во все квартиры». Эпицентр взрыва оказался на первом этаже старого дома, где, по мнению губернатора Павла Конькова, часто проживают «асоциальные элементы».

По словам губернатора Рязанской области Олега Ковалева, в Рязани взрыв случился в квартире «неблагополучного алкоголика». Следственный комитет назвал причиной трагедии открученную гайку на газовом счетчике. Пострадавший дом обслуживался частной котельной до мая, затем владелец расторгнул контракт с управляющей компанией из-за долгов, котельную закрыли, и более 1000 жильцов остались без горячей воды. Жильцы стали самостоятельно решать проблему, устанавливая индивидуальные котлы без всяких разрешений.

Чаще всего, по официальным заявлениям региональных властей, причиной трагедий становится человеческий фактор: жильцы либо забывают следить за включенными конфорками, либо игнорируют состояние внутридомовых сетей и не обращаются за помощью к аварийным службам.

«Сферы ответственности в газовом хозяйстве четко распределены: трубу, идущую до многоэтажки, обслуживают крупные поставщики газа, федеральные и региональные, — и эти магистрали редко становятся причиной аварий, — рассказала «Снобу» глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская. — Газовую сеть в самом доме обслуживает та организация, контракт с которой подпишет управляющая компания. При этом последние часто экономят на таком обслуживании, не заключая договоры с "техниками" и "аварийщиками", а полагаясь только на график капитального ремонта». Официально о такой ситуации заявили, например, в Липецке, где лишь 17 управляющих компаний из 65 подписали соглашения на обслуживание сетей. Лариса Шульман, сопредседатель одного из московских ТСЖ, в котором у жильцов неоднократно возникали претензии к работе газовиков, считает, что сфера технической эксплуатации газовых сетей в Москве не оставляет жильцам права выбора: поставляет топливо и эксплуатирует трубы в домах одна и та же компания — Мосгаз, а выбрать другую жильцы не могут, как и повлиять на решения управляющей компании напрямую, если газовые сети дома обслуживают плохо.

Законодательно уточнить отношения управляющих компаний и газовщиков, обслуживающих внутридомовые сети, президент поручил только в начале этого месяца. По мнению Хованской, необходимо также решить вопрос доступа специалистов к газовому оборудованию: сейчас по закону о неприкосновенности частной собственности невозможно заставить жильцов пускать газовщиков в квартиры. В том же Липецке горсовет вынес предложение о том, чтобы проверяющих сопровождали участковые.

Взрывы газа вовсе не всегда приводят к жертвам, поэтому о многих авариях мы просто не знаем. За прошлый год в России произошло 15 взрывов бытового газа в жилых домах, а к началу ноября 2016 года зафиксировано 16 таких случаев.