«Свободное распространение и обращение больших пользовательских данных в интернете несет значительные риски. Для решения проблемы необходимо принятие соответствующего законодательного регулирования, а также создание специальных технических средств по защите таких данных», — сообщила руководитель подгруппы «Интернет + общество» и президент группы компаний Infowatch Наталья Касперская во время выступления на конференции «Защита персональных данных» (ее слова приводит «Интерфакс»).

Наталья Касперская считает, что рынок больших данных можно регулировать, если локализовать такие данные, создать равные условия для российских и зарубежных компаний, а также подготовить стандарт пользовательского соглашения.

До конца 2016 года рабочая группа Касперской должна подготовить проект «дорожной карты» по регулированию больших пользовательских данных, рассказал помощник президента Игорь Щеголев. Сейчас подгруппа «Интернет + общество» обсуждает терминологию и понятийный аппарат больших пользовательских данных, сообщил представитель Infowatch.

Большие пользовательские данные — это массивы обезличенных, неструктурированных и разнородных пользовательских данных. После обработки из-за своего объема они позволяют идентифицировать их владельца, рассказал «Ведомостям» глава другой подгруппы «Интернет + суверенитет» при кремлевской администрации Илья Массух. Это могут быть сведения о предпочтениях в интернете или социальных связях. Зарубежные компании могут хранить их на серверах за пределами России.

Большие данные отличаются от персональных данных, говорит директор по правовым вопросам и GR «Мегафона» Анна Серебряникова. По ее словам, база абонентов «Мегафона» с фамилиями и номерами паспортов — это персональные данные, а информация о перемещениях мобильных устройств без привязки к абоненту — уже большие данные.