В суд обратились супруги Королевы и Вологодский суд по делу Антона Мацынина. Истцы считают, что нормы Уголовно-исполнительного кодекса нарушают право на семейную жизнь пожизненно осужденных, поскольку запрещают им длительные свидания с супругами в первые 10 лет заключения.

По закону, за хорошее поведение заключенным пожизненно могут разрешить дополнительное длительное свидание, но этого не происходит на практике. ФСИН считает, что закон исключает предоставление поощрения до перевода в обычные колонии или в колонии с облегченными условиями наказания. При этом в первые 10 лет заключения, в независимости от поведения осужденного, его перевод в щадящие условия невозможен.

Суд решил, что такой подход не позволяет индивидуализировать исправительное воздействие наказания, не соответствует российской Конституции и положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом суд считает, что проблему нельзя решить только предоставлением свидания по усмотрению администрации тюрьмы.

Суд потребовал исправить закон. До внесения изменений в закон осужденному пожизненно, даже если он еще не отсидел первые 10 лет, должны предоставлять право на, как минимум, одно длительное свидание в год.