На заседании Московского окружного военного суда в четверг, 17 ноября, Варвара Караулова дала первые официальные показания по своему делу. Во время выступления, которое продолжалось около двух часов, Караулова рассказала, как познакомилась с вербовщиком Айратом Саматовым и как сбежала в Сирию.

Как Караулова познакомилась с вербовщиком ИГИЛ

Караулова рассказала, что в 2012 году, когда она училась в старших классах школы, познакомилась в группе футбольных фанатов во «ВКонтакте» с человеком под ником «Петр Васечкин». Тот рассказал, что на самом деле его зовут Влад, ему 21 год, и он живет в Красногорске. Позднее выяснилось, что ее собеседником был вербовщик Айрат Саматов.

Караулова общалась с мужчиной только в социальной сети и, по ее словам, со временем эта переписка стала играть большое значение в ее жизни. «Он долго не присылал никаких фотографий, фото появились только в 2013 году — он прислал мне снимки русского молодого человека», — сообщила она.

Спустя какое-то время Саматов начал контролировать Караулову, несмотря на то, что они общались только в интернете. Он запрещал ей разговаривать с другими мужчинами и сильно сократил круг общения, посоветовав не поддерживать отношения с некоторыми девушками.

В начале общения Саматов называл себя язычником, однако позднее стал рассказывать об исламе. «Он утверждал, что это неправильные стереотипы о том, что женщины в исламе ущемлены в правах. На самом деле они находятся под опекой мужа — хотят работают, хотят не работают. Это не ущемление, а привилегии. И мне нравились такие идеи», — рассказала Караулова на суде.

По словам студентки, после нескольких лет переписки она решила, что любит Саматова, и хочет принять ислам. После того, как Караулова приняла ислам, Саматов сообщил ей, что тоже сделал это, «просто не хотел говорить».

После этого Саматов начал рассказывать Карауловой, что хочет накопить денег и уехать «в единственно правильное для мусульманина место» — «Исламское государство» (организация запрещена в России как террористическая). «Он говорил, что там не пьют и не курят и люди по-человечески хорошо друг к другу относятся», — рассказала Караулова.

В феврале 2015 года Саматов написал, что купил билет в Стамбул, и предупредил, что может не выйти на связь несколько месяцев или никогда. «Для меня это было тяжелым периодом, — призналась Караулова. — Я уже не представляла своей жизни без него. Думала, если он появится в социальной сети, попрошу его на мне жениться».

Примерно через месяц Карауловой написала девушка, которая поинтересовалась делами Айрата. «Я поняла, что речь идет о Саматове», — сказала Караулова. По ее словам, она испугалась, что Саматов обманул ее, а эта девушка приходится ему «любовницей или женой».

Как Караулова сбежала в Сирию

В это время в группе мусульманских женщин ей написала девушка, которая рассказала, что ее родственник из Сирии ищет жену. «Я написала, что не против выйти замуж», — сказала Караулова. После этого ей написал мужчина по имени Надир, который предложил провести свадьбу по Skype. Затем Караулова начала оформлять заграничный паспорт, а Надир прислал ей 15 тысяч на билет.

Однако в конце апреля 2015 года Карауловой написал Саматов, который заявил, что брак по интернету не действителен и предложил не ехать, после чего опять перестал выходить на связь. «У меня была в голове каша, я очень хотела уехать из дома. И я думала, что если я отправлюсь в Сирию, то может быть найду там Саматова», — рассказала Караулова.

В итоге студентка откликнулась на предложение другой знакомой выйти замуж за другого боевика. Вербовщики купили ей билет в Стамбул и Караулова улетела. В аэропорту она сказала водителю адрес, который дал «жених». «Это был торговый центр или стадион. Там меня встретили двое мужчин и отвезли на квартиру», — сообщила Караулова. Через несколько дней ее перевезли в город Килис, который стоит на границе с Сирией. В это же время Карауловой написал Саматов, а сама девушка узнала, что родители начали ее поиски.

Караулова и другие женщины жили несколько дней на конспиративной квартире в Килисе. В определенный момент их отвезли к полю на границе с Сирией и сказали идти вперед. В итоге женщин задержали пограничники. Следующие несколько дней Караулова провела в миграционном центре. «Приехал папа, мне было очень тяжело с ним видеться», — говорит она.

Что Караулова делала после возвращения

Вместе с отцом Караулова вернулась в Россию, где с ней пообщались сотрудники ФСБ. Те рассказали, что Саматов — бывший наркоман и ему 35 лет. «Они считали, что я им рассказываю не все, и потребовали, чтобы я передала им пароли от своих аккаунтов в социальной сети», — сообщила обвиняемая.

После этого Караулову отправили в Психиатрическую больницу имени Алексеева, а затем — в Институт психического здоровья. Когда девушка вернулась домой, она начала писать Саматову. «Поддалась порыву», — объясняла она в суде.

«Где-то в глубине души я надеялась, что он погибнет в Сирии, и все закончится. Все это было ненормально, нельзя любить человека, которого никогда не видел», — рассказала Караулова.

В сентябре 2015 года Караулова сообщила матери, что «хочет все закончить», и начала обсуждать с родителями, как поступить. «Самый простой способ — это изолировать меня. Мы обсуждали разные варианты, в том числе снова лечь в больницу», — сообщила она.

Однако в октябре Караулову задержали, обвинили в попытке присоединиться к «Исламскому государству» и посадили в следственный изолятор. По версии следствия, после возвращения в Россию Караулова сменила имя и фамилию на Александру Иванову и продолжила общаться со своим вербовщиком.