Профессии будущего. Как помочь нашим детям
Как меняется рынок труда?
Большинство профессий, которые существуют сейчас, в будущем существовать не будут, и мы это прекрасно понимаем. Развитие интернета, интенсификация информационных потоков приводят к тому, что смысловые и культурные ландшафты меняются, а вслед за ними меняются и профессии. Все основные смыслы сейчас продуцируют технологические компании — Uber, Google, Microsoft, IBM, Apple — ценности формируются вокруг технологий и меняют наши жизни и профессии.
Такие компании, как Uber, становятся стандартом для малого, среднего и крупного бизнеса. Больше не нужно такое количество водителей, учителей и юристов широкого профиля — IBM Watson уже дает консультацию по юридическим вопросам с большей точностью, чем это делает человек (90% против 70%). Скоро не нужно будет столько строителей, потому что дома будут печатать на 3D-принтерах, и если раньше для постройки дома потребовалось бы, условно, 100 строителей, 10 инженеров и 5 прорабов, то в будущем потребуется 30 инженеров и 10 строителей. Привычные нам процессы кардинально меняются, и темп этих изменений будет только увеличиваться — все, что может быть автоматизировано, будет автоматизировано.
Кем будут наши дети?
Горизонт планирования жизни наших детей и их выхода на рынок труда — это 2030-е годы. К этому времени многих профессий действительно больше не будет. Поэтому мы как родители должны не просто довести ребенка до хорошего высшего учебного заведения, а уже сейчас понять, за кем будут охотиться на рынке труда, и его к этому подготовить. Для этого нам нужно не только давать ребенку знания, но и поместить его в среду, которая подтолкнет его к саморазвитию в правильном направлении.
Помогать ребенку планировать его будущую траекторию лучше так же, как и во взрослой жизни, избегая маятниковых движений в отношении очевидных вещей. Не надо сегодня быть этим, завтра другим, а послезавтра третьим в попытке стать частью системы, воспроизводящей то, чего завтра уже точно не будет. Лучше двигаться по траектории, принимающей во внимание изменения внешнего мира. Последние лет десять показывает хорошие результаты такая дисциплина, как Early Career Development, когда профессионалы помогают родителям построить приблизительную траекторию развития ребенка, ведь для того, чтобы добиться успеха в будущем, ребенку необходимо проделать действительно огромную системную работу, и в этом, безусловно, нужна поддержка специалистов.
Как мы можем помочь нашим детям?
Самая большая ноша на плечах ребенка — нереализованные амбиции его родителей, так что главная задача родителей — постараться не смешивать свои желания с желаниями и возможностями ребенка, в том числе прислушаться к мнению специалистов, которые помогут их структурировать и упорядочить.
На сегодняшний момент самое сильное образование дает среда: если мы погрузим ребенка в лучшую среду, то это ему очень поможет и даст знания, навыки, связи и потенциал для развития и дальнейшего построения своей жизни. Что нужно сделать, чтобы попасть в эту среду? Выбрать правильное учебное заведение, с видением, имеющее понятную технологию на уровне и дошкольного и среднего образования. Главное — не научить ребенка, сколько будет 2+2, и не напичкать его знаниями, а вырастить гармоничную личность, желающую учиться и познавать этот мир, разделяющую глобальные ценности, среди которых способность сопереживать, эмпатия, адекватность самооценки, критичность восприятия, открытость, экологичность мышления и потребления. Мы должны растить думающих людей.
В детских садах и школах One! International School мы внедряем интересную наработку, интегрируем в свою методику преподавания, модуль, связанный с будущим — мы хотим инициировать разговор о будущем с детьми. Совместно с проектом «Атлас новых профессий» мы разрабатываем курс, в котором с детского сада будем рассказывать детям о мире будущего, о новых профессиях, что позволит им яснее представлять, к чему стремиться и о чем мечтать, а также поможет размышлять о будущем не как об эфемерной категории. Будущее для детей — это зона комфорта, они открыты ему и всегда рады фантазировать на тему того, что ожидает нас через пару лет, и знают, что будущее — это не то, чего надо бояться.