В Москве в этом году первый снег выпал в конце октября и до сих пор не растаял. Такое в последний раз бывало... то есть такое бывало, конечно, но такого быть не должно, потому что слишком холодно. Метеорологи подтверждают: да, температуры ноября у нас тут на 10º ниже нормы. А в азиатской части России кое-кто уже повидал и –30ºС, хоть зима толком и не начиналась. А если вы живете на Карибах, то вот прямо сейчас вас терзает ураган «Отто», хотя в это время года вообще-то никаких ураганов там уже не полагается. А на Ближнем Востоке установился восточный ветер небывалой мощи, который иссушил все вокруг, так что только спичку поднеси... и ее поднесли, конечно.

Одним словом, с погодой происходят совсем странные вещи. «Холод, как на Cеверном полюсе», — сетовали москвичи пару дней назад, пробираясь по обледенелым улицам под порывистым ветром. И они ошибались, потому что вот на полюсе-то как раз было тепло. Метеорологи зафиксировали в Арктике рекордно высокие температуры — не на 10º, а на все 20º выше нормы. Там, где в это время года обычно освежающие –25ºС, сейчас чуть-чуть ниже нуля. И лед, знаете ли, подтаивает. О том, что льда в Арктике осталось совсем мало и надолго его не хватит, можно прочитать в Guardian; мы же обратились с нашими риторическими вопросами и горькими ламентациями к отечественному эксперту, ведущему специалисту Центра погоды «Фобос» Евгению Тишковцу.

— Сейчас вы, конечно, скажете, что никаких аномалий нет, а просто погода бывает разная, то получше, то похуже?

— Нет, я ничего подобного не скажу. Правда в том, что мы ежегодно отмечаем возрастание числа опасных и особо опасных явлений. На территории России нормальным считается около 300–500 таких явлений в год, но с прошлого года мы устойчиво перевалили за 500. И конечно, все это связано с пресловутым, уже набившим всем оскомину глобальным потеплением, влияние которого на территории России более значимо, чем на остальной части земного шара. В среднем по планете повышение температуры за последние сто лет составило 1,0º–1,1º, у нас — 1,2º–1,5º.

— Но ведь, по всем оценкам, даже полтора градуса — это все же существенно меньше, чем тот предел, за которым наступают катастрофические последствия. Откуда же тогда этот лютый холод, несвоевременные оттепели, беспрецедентные засухи и злые ураганы?

— Климат, безусловно, нервничает. Дело ведь не в средних показателях, а в том, что эти самые среднестатистические значения — по осадкам, по температуре, по силе ветра — наблюдаются все реже. Средние значения, возможно, и близки к норме, но эта норма достигается за счет все более резких скачков. Амплитуда колебаний заметно увеличивается, нас бросает то в жару, то в холод, и заметно участились случаи абсолютных температурных рекордов за время наблюдений (то есть примерно за последние сто лет).

— Чем объясняется та конкретная ситуация, которую мы наблюдаем сейчас?

— Смотрите: в наших широтах в атмосфере господствует западно-восточный перенос, то есть атмосфера движется в том же направлении, в каком вращается Земля, и слегка ее опережает, при этом слегка отклоняясь силой Кориолиса в юго-восточном направлении. Энергию этому процессу дает разница температур между полярной и экваториальной областью. Чем сильнее эта разница, тем мощнее потоки — на больших высотах скорость струйных течений может достигать 500 км/ч. Но дело в том, что глобальное потепление в полярных зонах более сильное, а в экваториальных слабее. Уменьшение температурного градиента приводит к тому, что западно-восточный перенос ослабевает.

А это значит, что он уже не может с прежней эффективностью гнать к нам циклоны, образующиеся над Гудзоновым заливом и Северной Атлантикой. Вступают в силу блокировочные процессы. Антициклон, формируемый обычно над Монголией, начинает простирать свои крылья на территорию европейской России. Если с запада никакого движения нет, то его никто не вытесняет: антициклон набирает силу, и теперь уже циклонам не так просто к нему пробиться, они предпочитают обходить его с севера или с юга. Если это лето, то наступает длинная-предлинная засуха. Зимой, наоборот, такая ситуация означает аномальные холода. Примерно это и случилось в ноябре.

Если же блокирующий антициклон сдвинется чуть восточнее, то те циклоны, которые не могут сквозь него пробиться, будут задерживаться над европейской Россией, кружиться над ней, тыльной частью качать из Арктики холодный воздух. Тут вы получаете необычно промозглое, дождливое лето или вот такую ситуацию, как сейчас: к середине следующей недели хвост циклона, смещающегося к востоку, может принести в Москву морозы до –12ºС.

В целом, если из-за блокировочных процессов обычный западно-восточный перенос сменяется меридианальным, то это почти всегда означает наступление погодных аномалий. Повторю, что из-за потепления Арктики подобных аномалий в наших широтах становится все больше.