Иван, заведующий культурно-образовательных программ одной из московских школ:

Главный эффект, который дает чтение, — развитие ума. Мне нравятся норвежские книжки, особенно детские. Их можно читать даже во взрослом возрасте. Разница с российскими книгами большая. Например, детские книжки в Норвегии пишет Мария Парр, современная писательница, а у нас главный детский писатель — Александр Пушкин. В этом отношении ярмарки, подобные этой или КРЯККу, очень полезные, они позволяют читателю найти что-то новое.

Алла, физик-теоретик:

Читать нужно, разумеется, для того, чтобы сохранять ум. Растерять его можно очень быстро, занимаясь долгое время ерундой и неосознанной деятельностью. Для меня лучшие книги — словари. Когда я читаю что-то и мне попадается незнакомое слово, я прочту о нем в нескольких словарях: этимологическом, толковом, историческом. Это укрепляет мой ум.

Даниил, менеджер магазина одежды:

Сейчас все слушают Шнурова. Я не поклонник его творчества, но иногда тоже слушаю, и вот что я заметил: с каждой новой песней он становится все актуальнее, все более «про нас». Наверное, это происходит потому, что россияне мало читают книги. Чтобы Россия стала лучше и Шнуров не был таким актуальным, нужно читать хотя бы что-то.

Виктор, писатель:

Литература придает жизни вкус. Еще я думаю, что чтение — это маркер, который показывает, что человек к чему-то стремится. Когда человек ничего читает, он, скорее всего, ничего не хочет, он живет только тем, что есть, и не желает большего. В таком случае человек деградирует и постепенно внутренне умирает, ведь жизнь — это развитие, движение.

Степан, разнорабочий:

Читать необходимо для того, чтобы оставаться живым. Чтение — это мысль, воображение, это движение сознания. Благодаря чтению человек не поддается, например, пропаганде телевидения, потому что способен рассуждать критически. Важен сам процесс чтения, не важно даже, какая книга. Выбор книги обусловлен только интересами. И все же я думаю, что, какие книги ни были бы написаны, они не помогут нашей стране, которая летит в тартарары.

Мария, домохозяйка:

На мой взгляд, именно детские книги закладывают основу личности, поэтому читать «Войну и мир», может, и полезно, но куда полезнее в детстве прочесть хорошие, добрые книги. Чтобы ориентироваться в огромном потоке новых книг, я читаю разные блоги. Так как я сама молодая мама, я читаю блоги таких же мам.

Владимир, пенсионер:

Большинству населения России читать не то что не нужно, а очень вредно, потому что тогда человек начинает думать — мозги могут закипеть и взорваться. Думать трудно, большинство совершенно не умеет делать этого. Самого механизма думанья в них не заложено. Для таких людей вредны абсолютно все книги, даже «Колобок» — он подействует разрушительно на человека. Ведь там как-никак история, драма, почти философия.

Алина, дизайнер:

Нужно читать современную литературу и посещать всевозможные литературные мероприятия, чтобы понимать, какие есть тренды в литературе. Только представьте, сейчас появляются новые авторы, которые потом станут классиками! И на ярмарках вроде этой можно поговорить с будущим классиком.

Дмитрий, книгоиздатель:

Чтобы определить, какие книги достойны внимания, нужен наметанный взгляд. Для этого необходимо много читать с детства, любовь к чтению должны прививать родители. Я думаю, что для того, чтобы страна стала лучше, нужно читать прежде всего хорошие книги в детстве, ведь именно с него все начинается.

Ирина, воспитатель в детском саду:

Кто-то читает, потому что ему скучно жить, и он предпочитает художественный эскапизм. Кто-то читает детские книги просто потому, что у него есть дети. Не важно, что за книга у вас в руках, главное, чтобы она была о чем-то хорошем, высоком, чтобы побуждала размышлять.

Ксения, психолог:

Нельзя сказать, что все книги хороши. Есть книги, которые воспитывают ум человека, а есть те, которые ничего не воспитывают или даже делают человека глупее. Чтобы книги эффективно воздействовали на ум, нужно читать классику, а потом можно перейти и на современную литературу. Главное, чтобы была интеллектуальная база, которая позволит делать правильный осознанный выбор литературы. Никакие книги не способны спасти ничего, все зависит от человека. Прочесть книгу недостаточно для того, чтобы она что-то воспитала. Важно при чтении думать. Это умение должны передать ребенку родители или учителя. Книга — это инструмент, которым нужно уметь пользоваться.

Владимир, протоиерей:

Чем еще заниматься в этом мире? Если выбирать не из плохого, а из хорошего, то остается только читать. Чтение все дает. Берешь книжку — и не нужно никаких других развлечений.