Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» работает до 19 февраля
Место проведения: Третьяковская галерея

Город: Москва
Адрес: Лаврушинский пер., 10
Телефоны: +7 (499) 230 7788 (а/о); +7 (499) 951 1362
Цена: 500 рублей, билеты продают в кассах и на сайте Третьяковки порциями раз в две недели
Страница выставки на официальном сайте галереи.

Фото предоставлено пресс-службой музея
Фото предоставлено пресс-службой музея

Mаргаритоне д’Ареццо. «Святой Франциск Ассизский». 1250–1270

В манере тосканского мастера Mаргаритоне д’Ареццо усматривают влияние коптских икон. Он писал условные образы Мадонн и святого Франциска, канонизированного в 1228 году и очень популярного при жизни художника. Одежды Мадонн д’Ареццо украшал эффектными орнаментами, но Франциск, оставшийся в истории как нищенствующий монах, требовал предельно аскетичного изображения. Черная ряса, книга и стигматы — таковы основные элементы всех портретов святого кисти д’Ареццо.

Фото предоставлено пресс-службой музея
Фото предоставлено пресс-службой музея

Mелоццо да Форли. «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах». 1480

До нас дошло не так много произведений мастера раннего Возрождения Mелоццо да Форли. «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах» — уцелевшие фрагменты росписи свода церкви Святых Апостолов. Фреска была почти полностью уничтожена в 1771 году во время реконструкции, остались только три ангела: два с лютнями и один с виолой. Работа да Форли — один из туристических символов Рима, за пределы вечного города фреску вывозят крайне редко.

Перуджино. «Святой Плакида» и «Святая Юстина». 1495–1498

Мастер умбрийской школы Перуджино известен не только фресками и картинами, но и большим количеством учеников, одним из которых был Рафаэль Санти. Панели с изображением святых Юстины и ее брата Плакиды созданы для алтаря церкви Сан-Пьетро в Перудже в последнее десятилетие XV века — этот период в жизни Перуджино искусствоведы считают наиболее плодотворным.

Фото предоставлено пресс-службой музея
Фото предоставлено пресс-службой музея

Джованни Беллини. «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной». Около 1471–1474

Учебники утверждают, что в работах художника венецианской школы Джованни Беллини отразился переход от раннего Возрождения к высокому. В «Оплакивании Христа», когда-то бывшей частью алтаря церкви Сан-Франческо в Пезаро, сделанный Беллини шаг вперед очевиден: глубокий колорит, более тонкое прочтение перспективы, внимание к деталям и тщательность изображения — все это выделяет его среди предшественников.

Рафаэль Санти. «Вера» и «Милосердие». 1507

Два изображения добродетелей — часть алтаря семейства Бальони для церкви Сан-Франческо-аль-Прато. Это не главные работы Рафаэля, но они отлично дополняют впечатление от персональной выставки художника, проходившей осенью в ГМИИ им. Пушкина. Панели созданы Рафаэлем на пороге творческой зрелости, уже после знакомства с Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Фото предоставлено пресс-службой музея
Фото предоставлено пресс-службой музея

Паоло Веронезе. «Видение святой Елены». Около 1575–1580

Венецианец Паоло Веронезе, представляющий на выставке позднее Возрождение, к религиозным сюжетам относился вольно. Из «Тайной вечери» он сделал пышный и многолюдный пир, чем привлек внимание инквизиции. Видение святой Елены, после которого она отправилась в Иерусалим за христианскими реликвиями, Веронезе тоже увидел по-своему: как сон богатой и молодой красавицы.

Фото предоставлено пресс-службой музея
Фото предоставлено пресс-службой музея

Караваджо. «Положение во гроб». Около 1603–1604

Картина зрелого Караваджо и яркий образец барокко: динамичная композиция, эффектная работа на контрасте света и тени. Несколько лет назад холст уже привозили в Москву для персональной выставки художника, и увидеть его здесь снова — большая удача.

Фото предоставлено пресс-службой музея
Фото предоставлено пресс-службой музея

Никола Пуссен. «Мученичество святого Эразма». 1628–1629

Единственный француз на выставке, основатель классицизма Никола Пуссен, написал жестокую сцену смерти святого Эразма (его внутренности намотали на лебедку язычники) с отрешенной рациональностью. Жрец, указывая на золотое изваяние Геракла, показывает мученику, кто здесь главный, но ангелы уже готовы встретить Эразма на небесах. Трехметровое полотно создавалось для собора Святого Петра в Риме, а оттуда его отправили на хранение в Пинакотеку.