Следующая остановка — «Европа»
До «Европы» в Париже можно добраться по третьей линии метро. Именно эту остановку дирекция парижского метрополитена RATP вместе с бразильским фестивалем Inter-Cambio выбрала для организации видеоинсталляции Projections («Проекции»). Плазменные экраны, установленные вдоль перрона, с пяти утра до часу ночи нон-стоп прокручивают видеоролики 15 художников и фотографов из разных уголков Европы. Объединяющий принцип довольно прост: Европа глазами европейцев.
Под гул поездов, на кафельных стенах метро видеоролики, полные юмора, одиночества, сарказма или вызова нудной действительности, воспринимаются иначе, чем в обычном выставочном пространстве.
Так, двухминутный статичный автопортрет сербского специалиста по новым технологиям Миодрага Кркобабича (Miodrag Krkobabic), озабоченного вопросами индивидуальности в современном обществе, больше всего напоминает плакат «их разыскивает милиция».
А видео Love us or die чешского режиссера Ярослава Киша, в котором на Красной площади один из участников демонстрации несколько минут пытается вступить в почти интимные отношения с российским флагом, вызвало в моей душе в этом парижском подземелье целую бурю разнообразных эмоций.
Болгарин Иван Мудов, переодевшись в регулировщика, самовольно руководит движением до тех пор, пока не приезжает самая настоящая милиция.
Словачка Катарина Патрасова (Katarina Patrasova) помыла тряпкой и мылом все памятники культуры, вплоть до зданий министерств и парламента Братиславы. А испанка Сара Рамо (Sara Ramo) сама помылась в тазиках.
Я также мысленно сроднилась со словачкой Яной Капеловой (Jana Kapelova), идущей прямо посреди запруженного машинами шоссе: так она протестует против «агрессивности окружающего мира».
Заворожил меня фильм «Ощущение шага» алжирца Фейсаля Багриша (Fayçal Baghriche), где автор видео идет сквозь толпу движущихся назад прохожих.
Стоя на полупустом перроне, я как-то по-особому прониклась поэтической инсталляцией бразильца Нино Каиша (Nino Cais): на фоне океана одинокий романтический силуэт человека, стоящего ногами в ...тазике. Успокаивающий шум волн в сочетании с гулом поездов создавал ощущение абсурда происходящего.
Наверное, едущие с работы парижане воспринимали меня примерно как бразильца в тазике посреди океана — таких, как я, добросовестно просматривавших все 15 роликов, больше не было. Похоже, что видеоинсталляции не привлекают особого внимания пассажиров. В будничной суете, как правило, их не замечают вовсе. В лучшем случае разглядывают несколько секунд: поезда ходят часто, в промежутках не успеваешь досмотреть ролик до конца.
Но хотя Projections и не заставляют задуматься о глобальных вопросах, будоражащих европейцев, эта видеовыставка хотя бы скрашивает усталым пассажирам серые метрополитеновские будни. И делает из парижского метро небольшое окошко в другую Европу.