Ирина Мухьянова, директор кинотеатра «35мм»:

Ремонт у нас начался в 2014 году, но не закончился до сих пор. На все это время нас отключили от горячей воды, отопления, вентиляции, а после перепланировки отобрали гардероб, часть фойе и кухню на втором этаже. Залы мы отапливаем тепловыми пушками, все своими силами. В морозы там получается немного холодно, в жару — немного душно.

Ремонт по договору проводила государственная организация «Малый бизнес Москвы». В договоре есть пункт о предоставлении арендных каникул, пока идут работы. ГБУ «Малый бизнес Москвы» этот пункт игнорирует. На самом деле, мы всегда были с ними в партнерских отношениях, пока туда не пришел новый директор, Александр Богза. С Богзой все не складывалось с самого начала: устно и при встрече он говорил о налоговых каникулах «да-да-да, все сделаем», а в переписке «торговался», требовал часть аренды заплатить. Мы обращались и в структуры выше «Малого бизнеса» — например, в департамент имущества — нас спускали обратно в ГБУ. По июнь 2015 года мы аренду все-таки платили, параллельно переписываясь с «Малым бизнесом» о предоставлении каникул. В декабре прошлого года они подали на нас иск о взыскании задолженности по арендной плате.

В итоге ГБУ потребовало, чтобы мы освободили помещение, и это стало выглядеть банальным рейдерским захватом. Идет суд, следующее заседание 12 января, ранее проводили экспертизу всех условий и площадей, на суде мы будем ждать результата. Параллельно мы очень ждем результатов работы правоохранителей по делу Богзы, которого правоохранители в итоге уличили в коррупции.

Сейчас мы создали петицию на Change.org, где собрали уже больше 62 тысяч подписей, в самом кинотеатре собираем тоже. Пока что планируем работать, оставаться на этой площадке. Для наших зрителей мы стали вторым домом, артхаусных кинотеатров в Москве очень мало. Мы помогаем многим молодым режиссерам после их дебютных съемок, когда они получают наши залы для показа бесплатно — это часть нашей социальной работы. Нас поддерживают Антон Бильжо, Лика Алексеева, Сергей Гармаш, фонд помощи «Время жить» и многие другие.

Наум Клейман, киновед, экс-директор Государственного центрального музея кино:

На Западе есть сети муниципальных кинотеатров, где показывают большую часть кино, не претендующего на сверхприбыли. А в советское время в сети кинозалов при заводах, фабриках, вузах показывали очень много фильмов, которые не поощрялись официальным прокатом. Получается, мы отстали и от Запада, и от своего прошлого.

Министерство культуры и прокатчики работают только на крупные кинокорпорации, происходит монополизация, причем очень недальновидная. Поле культурных кинотеатров уменьшается, помещения попадают в руки некультурных коммерсантов.

Авторское кино почти исчезло, оно не получает достаточного финансирования. Ему ставят в упрек, что оно недоходное, и не выделяют на него деньги. Но авторское кино могло бы окупаться. Просто созданы такие условия на кинорынке, что авторское кино не может получать того, что оно могло бы получать. И закрытие «35мм» — одно из следствий установки на сугубую развлекательность.

Это утрамбовка сознания. Снижение гражданского пафоса в кино привело к понижению интеллектуального уровня общества и к тому, что люди потеряли всякие ориентиры.

Москве и стране нужно развитие. Нужно не просто сохранять старые кинотеатры, но и открывать новые.

Лев Карахан, кинокритик, заместитель главного редактора журнала «Искусство кино»:

«35мм» — один из оплотов не только артхауса, но и вообще актуального кино. Это, что называется, насиженное место, и работа шла на протяжении многих-многих лет. Такие кинотеатры должны получать поддержку от государства, нельзя бросать их на произвол судьбы. Но Министерство культуры озабочено поиском духовных скреп, а поддержкой культурных начинаний никто не занимается. Никому из тех чиновников, которые должны были бы стоять стеной и защищать подобные начинания, нет до этого никакого дела.

Когда Москва лишается таких точек, она лишается своего облика. К тому же будет нанесен колоссальный ущерб авторскому кино. У нас почти не останется точек для продвижения подобных фильмов.

Роман Григорьев, кинокритик, радиоведущий:

«35мм» хорош тем, что он вообще существует. Люди привыкли к нему как к культурному чекпойнту. В центре Москвы кинотеатров катастрофически мало — это парадокс, который меня не перестает удивлять.

Когда закроют «35мм», проблем для фестивальных мероприятий не будет, потому что можно найти аналогичное место — в «Иллюзионе», «Фитиле». Но «35мм» хорош тем, что там очень большой зал, построенный специально как кинотеатр.

Впрочем, когда у вас есть зал на 300 мест, нужно так постараться, чтобы его забить и жить припеваючи. С этим «35мм» не справляется. Поток зрителей туда постепенно иссякает. Есть люди, которые идут в кино развлекаться, а есть аудитория нишевого, авторского кино. Некоторые сети кинотеатров умеют совмещать два подхода: например, кроме блокбастеров, у «Каро» был проект «Каро-Арт», где показывали авторское кино. А «35мм» очень однобоко себя подает. Так что, если его не будет,большой потери я не ощущу. Может, туда заедет кто-то, кто сделает кинотеатр хорошим и достойным внимания.

Кирилл Разлогов, культуролог, кинокритик:

Кинотеатр «35мм»потихоньку ослаблял свои позиции. Когда-то он был очень престижным местом, потом менее престижным, его культурная программа ослабевала — но не настолько, чтобы о нем совсем забыть. Все равно это было намоленное — в смысле искусства — место. «35мм» по-прежнему хорош репертуаром. В Москве очень мало артхауса в прямом смысле слова, то есть кинотеатров, где показывают кино как искусство. Любая потеря такого рода мест невосполнима.