Почему пилоты не успели подать сигнал бедствия

Самолет ТУ-154Б-2, бортовой номер RA-85572, вылетел с подмосковного военного аэродрома «Чкаловский» в 1:38 в ночь с субботы на воскресенье. Он должен был дозаправиться в Моздоке и проследовать на военную базу «Хмеймим» в Сирии. Из-за погодных условий экипаж принял решение совершить дозаправку в аэропорту Адлер. В 5:25 самолет начал взлет и уже через две минуты пропал с радаров. Пилоты не успели передать сигнал бедствия.

Юрий Сытник, бывший летный директор «Внуковских авиалиний»:

Действия летчиков в аварийной ситуации регламентируется тремя специальными документами. Это «Инструкция по взаимодействию и технология работы членов экипажа», «Руководство по летной эксплуатации» и «Технология действий экипажа». Там строго, по пунктам расписано, что делать. Право подать сигнал бедствия имеет только командир воздушного судна. Подача сигнала бедствия в нештатных условиях не является приоритетным действием для экипажа.

Алексей Базеев, старший пилот-инструктор «Регион-Авиа»:

Экипаж сначала должен принять экстренные меры по спасению. Сначала ты должен стабилизировать самолет, а затем включить ответчик. В случае пожара руководство по летной эксплуатации предписывает командиру сначала выполнить экстренное снижение, а уже затем включить сигнал бедствия. Такое же указание можно найти и в ряде других случаев.

Константин Онохин, заслуженный пилот РФ:

Сигнальный тумблер, или «ответчик», расположен в ТУ-154 на верхней панели. Эргономически он расположен так, чтобы командир всегда мог его быстро включить. Кнопка «авария» находится на панели устройства радиосвязи (часто в самолетах ТУ используется СО-72М, но все зависит от конкретного самолета). На приборе есть панель, куда можно ввести четырехзначный код — этот код используется для того, чтобы экипаж мог сообщить, к примеру, о захвате самолета или передать сигнал о поломке внешней связи. В случае внештатной ситуации пилоту не обязательно набирать четырехзначный код, а достаточно включить тумблер «Авария». Капитан мог просто нажать кнопку радио, которая находится «под пальцем», и сказать три-четыре слова. В данной ситуации они и этого не успели сделать.

Как взлетает Ту-154

Во время взлета и набора высоты в кабине происходит очень насыщенная работа. Руководство по летной эксплуатации подробно расписывает действия экипажа.

Капитан дает команду «Установить давление 760 мм рт. ст.» и выдерживает набор высоты. Второй пилот во время набора высоты осуществляет командную радиосвязь и ведет переговоры с диспетчером, затем принимает на себя управление. Очевидно, до этого не дошло: самолет разбился через две минуты после взлета.

Взлетные процедуры происходят до высоты 1000 метров. Груженый ТУ-154 взлетает со скоростью 20 м/с. Из двух минут, что прошли со старта, примерно минута ушла на движение по взлетно-посадочной полосе. К моменту исчезновения с радаров самолет должен был набрать примерно тысячу метров, но с учетом падения эта высота меньше. Следовательно, скорее всего, взлет не был завершен. Самолет потерял скорость и упал в море.

По сообщению анонимного источника, знакомого с ходом спасательной операции, информации с места спасательной операции, на некоторых пассажирах были надеты спасательные жилеты, что свидетельствует о подготовке к посадке на воду. В Министерстве обороны России официально опровергли информацию о том, что на пассажирах были надеты спасательные жилеты.

Три классических версии

Если исключить теракт, есть три типичных причины любой авиакатастрофы: ошибка пилота, поломка или плохая погода.

Алексей Базеев, старший пилот-инструктор авиакомпании «Регион-Авиа»:

Проблема может быть связана со сложной управляемостью ТУ-154. Это великолепный самолет, но всегда есть человеческий фактор. Если отбросить домыслы, то можно четко сказать только то, что проблема связана с внезапной потерей скорости. Строить догадки рано. Причиной аварии может стать что угодно, и пока не будут расшифрованы черные ящики, выяснить, что же произошло, не представляется возможным.

Константин Онохин, заслуженный пилот РФ:

К внезапной потере скорости мог привести перегруз самолета. Лайнер летел с инструментами, подарками. Плюс на дозаправке, скорее всего, залили все четыре бака. Потому что в зоне боевых действий всегда проблемы с заправкой. Погодные условия в Адлере тоже непростые. Если при взлете ветер дует с гор, то он становится попутным. Когда самолет взлетает на попутном ветре, это создает дополнительные проблемы для экипажа — скорость регулируется не только двигателем, но и погодными условиями. В совокупности с перегрузом самолету могло не хватить скорости. И тогда он упал в море, а в условиях плохой видимости и небольшого расстояния летчики могли не успеть среагировать на ситуацию.

Что мы знаем о пилотах и техническом состоянии самолета

ТУ-154 был построен на самарском заводе «Авиакор» в 1983 году для Министерства обороны СССР. В 1994 году его передали в лизинг — сначала московской авиакомпании «Корсар», затем татарской Iron Dragonfly.

В 1997 году самолет перевели в 223-й летный отряд ВВС РФ, базирующийся на подмосковном аэродроме Чкаловский. Большую часть времени самолет стоял на хранении, в 2014 году прошел капремонт, следующий ремонт был запланирован на 2018 год. Средний налет в месяц — 23 часа, всего — 6,6 тысячи часов.

Авиационный инженер Вадим Лукашевич рассказал «Снобу», что назначенный предел у самолета такого типа — 60 тысяч часов, следовательно, ТУ-154 израсходовал 11% ресурса. 

После катастрофы начальник службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ Сергей Байнетов заявил, что «самолет был технически исправен». По словам Байнетова, «последние регламентные работы проводились в сентябре 2016 года». Дежурный аэропорта также сообщил РБК, что перед вылетом «все было проверено», а сам самолет «до этого летал».

Командир ТУ-154 — пилот первого класса майор Роман Волков, 35 лет. Согласно заявлениям Минобороны, Волков уже не раз летал на базу «Хмеймим». Общий налет Волкова — более трех с половиной тысяч часов.

Второй пилот — капитан Александр Ровенский, 33 года.

Штурман — подполковник Александр Петухов, 55 лет. Получил «Орден мужества» за спасение самолета в 2011 году. Во время перегона самолета из Москвы в Самару из-за неисправности бортовых систем лайнер начал раскачиваться в воздухе, но экипажу, штурманом которого был Петухов, удалось благополучно посадить самолет.

Как проходили предполетные проверки

Как сообщили в Минобороны, на борту самолета находились 92 человека, из них 8 членов экипажа. Источник в спецслужбах рассказал ТАСС, что «самолет Ту-154 вылетел с аэродрома Чкаловский, где пассажиры и багаж тщательно досматривались и проверялись». О том, что самолет будут дозаправлять в Сочи, заранее известно не было: по словам источника, изначально самолет планировали дозаправить в Моздоке.

В Адлерском аэропорту самолет был взят под охрану. Сотрудник спецслужб пояснил, что «на борт [в аэропорту Адлера] поднимались только два пограничника и один таможенник, а из самолета выходил только штурман с целью контроля заправки». Эти сведения подтверждаются и данными «Интерфакса».

«Во время дозаправки к воздушному судну подавался трап, на борт поднимались один сотрудник Пограничной службы ФСБ России и один сотрудник Сочинской таможни. Из самолета для осуществления контроля за дозаправкой выходили командир экипажа и бортинженер», — сообщает ЦОС ФСБ.

Также источник ТАСС отметил, что «питание на борт не подавалось, а дозаправка осуществлялась штатным персоналом».

О серьезной проверке косвенно свидетельствует и тот факт, что один из пассажиров не смог попасть на рейс из-за просроченного паспорта. Так что вариант террористической атаки не выглядит убедительным.