Как взлетает Ту-154

  • Пилот получает от диспетчера разрешение на взлет.
  • Пилот отключает тормоза, открывает закрылки, самолет набирает скорость.
  • Скорость 260 км/ч — начинается подъем переднего колеса шасси.
  • Скорость 300 км/ч — отрыв от взлетной полосы.
  • 5 метров отрыва — убирается шасси.
  • 120 метров отрыва — самолет изменяет свое положение со взлетных 20 градусов наклона до 15.
  • Скорость 360 км/ч — убираются закрылки. Стабилизатор из взлетного положения переходит в полетное.
  • При достижении полетной высоты самолет выравнивает градус наклона до 0.
  • Зачем нужны закрылки

    Лишь когда подъемная сила превысит вес самолета, он оторвется от земли. Для этого самолету и нужны закрылки: поверхности на задней части крыльев. Они меняют конфигурацию крыла, за счет чего подъемная сила увеличивается, а скорость на взлете и посадке — уменьшается. Скорость отрыва с закрылками во взлетном положении — 280 км/ч. Если их не выпустить, скорость может достигнуть 370 км/ч — а это слишком много, шасси такую скорость не выдерживают. Таким образом, закрылки обеспечивают отрыв самолета на меньшей скорости и уменьшают длину разбега.

    Что могло случиться с закрылками

    Закрылки движутся по направляющим. Их могли убрать несинхронно: например, закрылок левого крыла закрылся, а правого заклинил, что могло вызвать неравномерный прирост подъемной силы. Из-за открытого закрылка самолет начинает крениться, он может перевернуться, так что экипаж должен реагировать четко и быстро.

    Как должны действовать пилоты

    Уборка закрылков происходит не ниже 120 метров над землей. В случае если один из закрылков не закрылся, нужно изменить положение стабилизатора. Градус выпуска закрылка должен соответствовать градусу стабилизатора. Когда закрылки убираются, самолет немного «просаживается». Пилота учат справляться с этим еще на первых курсах: чтобы не было просадки, он должен поставить рули  в определенное положение. Все эти действия отрабатываются на тренажерах и четко прописаны в руководстве по летной эксплуатации, так что экипаж обычно к такой ситуации готов.

    Константин Онохин, заслуженный пилот России:

    Вот говорят: самолет отличный, экипаж опытный. А налет у пилотов — 3 тысячи часов. Это хорошо для истребителя, для штурмовика, но для транспортной авиации и международных рейсов такого налета мало. У пилотов ведущих авиакомпаний России порядка 11 тысяч часов налета! Самолет хороший, но требующий квалификации командира и членов экипажа выше среднего.

    Все обеспечение этого рейса у меня вызывает много вопросов. Я бы не послал в Сочи командира с таким опытом. Состав экипажа: один новичок, другой опытный. Значит, один другого учил. В таких ответственных полетах так экипаж не комплектуют, все должны быть профессионалами.

    Самолету лучше взлетать и садиться против ветра. Но Сочи непростой с метеорологической точки зрения аэропорт, ветер дует со всех сторон. С набором высоты попутный ветер усилился, дул в хвост, скорость упала, закрылки были убраны, и центровка стала передней. Центровка вообще играет важную роль на Ту-154. У него есть четвертый бак с топливом — он находится впереди и способствует смещению центра тяжести вперед. А это очень опасно.

    Пилот держал штурвал на пределе, но все равно произошло касание о водную поверхность. Почему такой разброс остатков самолета? Это как бросать камешки блинчиком на озере. Вот и самолет также — несколько ударов по воде, а потом под воду. Жалко ребят, они попали в очень трудное положение, из которого оказалось невозможно выбраться.