Московские театры: лучшие спектакли января
1. Амстердам
Михаил Ефремов в роли провинциального чиновника, попавшего на гей-парад.
Даты и время: с 17 по 25 января, начало в 19.00
Театр: Современник (сцена «Дворец на Яузе»)
Город: Москва
Адрес: площадь Журавлева, д. 1
Телефоны: +7 (495) 621 2543, +7 (495) 621 1790
Цена билетов: 500–5000 рублей
В «Современнике» острополитическая премьера: спектакль Сергея Газарова по новой комедии Александра Галина «Парад» — о том, как провинциальный чиновник с женой попал в Амстердаме на парад ЛГБТ-сообщества. В главной роли заявлен Михаил Ефремов, которому после проекта «Гражданин поэт» к политической сатире не привыкать. Его сына на сцене сыграет сын в жизни Никита Ефремов.
2. Своими словами. Н. Гоголь «Мертвые души» (История подарка)
Гоголь, пересказанный для детей.
Даты и время: 13 и 14 января, начало в 20.00
Театр: Школа драматического искусства
Город: Москва
Адрес: улица Сретенка, д. 19
Телефон: +7 (495) 632 9377
Цена билетов: 2000 рублей
В основе спектакля Дмитрия Крымова — исторический факт: Гоголь получил сюжет «Мертвых душ» от Пушкина. Историю этого писательского подарка и рассказывают на сцене с помощью кукол, пантомимы и импровизации. Крымов излагает сразу четыре версии обретения Гоголем сюжета поэмы, одна другой краше и невероятнее.
3. Мастер и Маргарита
Булгаков в сдержанной режиссуре Сергея Женовача.
Даты и время: премьера 29 января, потом 31 января, начало в 19.00
Театр: Студия театрального искусства
Город: Москва
Адрес: улица Станиславского, д. 21, стр. 7
Телефоны: +7 (495) 646 7459, +7 (495) 646 7455
Цена билетов: пока неизвестно
После успеха с «Записками покойника» Сергей Женовач взялся за еще одну булгаковскую постановку. Публику ждет скорее вольная композиция на основе «Мастера и Маргариты», но основные пласты романа Женовач обещает сохранить. Будет и про путешествие Воланда по Москве, и про неоконченный роман Мастера. Но главное — любовная линия, которую режиссеры обычно уводят на второй план. Имена исполнителей главных ролей до премьеры держат в секрете. За сценографию, как всегда, отвечает постоянный соавтор худрука СТИ Александр Боровский.
4. 350 Сентрал-парк Вест
Ирония Вуди Аллена, умноженная на сарказм Константина Богомолова.
Даты и время: 10, 25 и 26 января, начало в 19.00
Театр: МХТ им. А. П. Чехова
Город: Москва
Адрес: Камергерский переулок, д. 3
Телефоны: +7 (495) 629 8760, +7 (495) 692 6748
Цена билетов: 1500–3000 рублей
В центре событий спектакля — разлад в семье преуспевающего психоаналитика Филлис (Марина Зудина) и ее слабовольного мужа-бабника Сэма (Игорь Верник). Филлис уверена, что Сэм уходит к ее подруге Кэрролл. Та тоже в этом уверена, но не все так просто. Богомолов строго следует тексту пьесы Вуди Аллена и ограничивается минимальным режиссерским вмешательством. Весь спектакль персонажи сидят на четырех кожаных диванах, расставленных по квадрату прямо посреди зала, изредка встают, чтобы налить себе в бокалы спиртного. Собственно, все. Самое интересное здесь — разговор, похожий не то на сеанс психоанализа, не то на интеллектуальный поединок.
5. Иванов
Евгений Миронов и Чулпан Хаматова в современной версии чеховской пьесы.
Дата и время: 30 января, начало в 19.00
Театр: Театр наций
Город: Москва
Адрес: Петровский переулок, д. 3
Телефон: +7 (495) 629 3739
Цена билетов: 1500–15 000 рублей
Антон Чехов написал «Иванова» по заказу антрепренера Федора Корша, в здании театра которого теперь располагается Театр наций. Символично, что худрук Театра наций Евгений Миронов решил отметить постановкой этой пьесы сразу два юбилея: в ноябре Миронову исполнилось 50 лет, а 10 лет назад он был назначен руководителем театра. Режиссер спектакля — Тимофей Кулябин, уже поставивший на сцене Театра наций «Электру» и #сонетышекспира, но известность получивший скорее из-за скандала с оперой «Тангейзер».
6. Барабаны в ночи
Спектакль-кабаре о том, как непросто делать выбор между социальным долгом и обывательским счастьем.
Даты и время: 15 и 26 января, начало в 19.00
Театр: Театр им. А. С. Пушкина
Город: Москва
Адрес: Тверской бульвар, д. 23
Телефоны: +7 (495) 694 1289, +7 (495) 694 1695
Цена билетов: 500–3000 рублей
Юрий Бутусов — режиссер, способный заставить чеховских сестер взять в руки оружие, поставить Булгакова под музыку Майкла Джексона и собственной персоной выйти на сцену танцевать рок-н-ролл в «Чайке». В спектакле по малоизвестной ранней пьесе Брехта «Барабаны в ночи» (истории про то, как призрак возвращается с войны на свадьбу своей невесты, беременной от другого) Бутусов тоже верен себе. Мужчины разгуливают по сцене в женских платьях и с клоунским гримом на лицах, а среди брехтовских персонажей появляются Иисус в терновом венце из новогодней гирлянды и громко гогочущий узнаваемый Джокер.
7. Евгений Онегин
Онегин-Маковецкий в спектакле Римаса Туминаса.
Даты и время: 10, 23 и 31 января, начало в 19.00
Театр: Театр им. Вахтангова
Город: Москва
Адрес: улица Арбат, д. 26
Телефон: +7 (499) 241 1679
Цена билетов: 450–7000 рублей
В «Онегине» сыграно все «русское народное»: плохие дороги, пошлый свет, мещанская старость. Но главное, конечно, не в этом. Спектакль — о прощании с юностью и разочаровании в идеалах. Ольга — кудрявая девочка с аккордеоном в руках, но в ней ровно столько же мещанской пошлости, сколько в Ленском. У Татьяны есть дар глубоко чувствовать, и тем не менее она остается одинокой всю жизнь. Ну а Онегин — субъект приземленный и мелочный. Раздвоив пушкинского персонажа (героя в молодости играет Виктор Добронравов, в зрелости — Сергей Маковецкий), режиссер лишний раз подчеркнул отсутствие личности в этом денди. Да и денди-то он ненастоящий — списанный с героев романов.
8. Пять вечеров
Пьеса Александра Володина в стилистике новой драмы.
Дата и время: 15 января, начало в 19.00
Театр: Мастерская Петра Фоменко
Город: Москва
Адрес: набережная Тараса Шевченко, д. 29
Телефон: +7 (499) 249 1921
Цена билетов: 1500–5000 рублей
Полина Агуреева и Игорь Гордин играют Володина, как будто хулиганят. Эффектно двигаются и ведут себя эксцентрично. Никаких примет эпохи, передовиков производства и высокой морали, действие перенесено в никуда: в мультимедийное пространство с нарисованной дверью и лестницей в небо. Идти на спектакль режиссера Виктора Рыжакова стоит, забыв о фильме Михалкова с Гурченко и Любшиным и вообще о любых классических трактовках.