Губернатор штата Иллинойс от демократической партии Род Благоевич (Rod Blagojevich) был арестован по обвинению в коррупции и создании преступного сообщества 9 декабря в Чикаго. Он попытался продать место в сенате, которое освободил Барак Обама. Вместе с губернатором был арестован глава администрации штата Джон Харрис (John Harris). В тот же день Благоевич был отпущен под залог в 4500 долларов, а на следующий день вернулся на работу. Максимальное наказание по предъявленным обвинениям — 20 лет тюрьмы.

<object width="480" height="295"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/5CP0CJBbXGU&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/5CP0CJBbXGU&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="295"></embed></object>

По законам Иллинойса, нового федерального сенатора назначает губернатор штата. Предполагалось, что место Обамы займет его советник и близкая подруга Валери Джарретт (Valerie Jarrett).

Губернатор Благоевич оценил место Обамы в 250-300 тысяч долларов — в форме зарплаты в правлении какой-нибудь некоммерческой организации. Chicago Tribune саркастически замечает, что Благоевич продешевил — в Иллинойсе избирательная кампания по выборам в сенат обходится кандидату в среднем в 7,4 млн долларов. 

Телефонные разговоры Благоевича ФБР прослушивало в течение трех последних лет. Тема вакантного места Обамы в сенате впервые прозвучала накануне выборов. 3 ноября Благоевич говорил своему помощнику, что хочет торговаться за место — «оно fucking ценное». 4 ноября он задумался о том, как сделать предложение Обаме (главное — не в письменной форме), и обсуждал с замом возможность стать сенатором самому (так можно избежать уголовного преследования). 5 ноября помощники Благоевича слили в Chicago Sun-Times, что у него есть второй кандидат, а сам он примерялся к должностям министра здравоохранения или посла. Советник губернатора Иллинойса рекомендовал ему присмотреться к Министерству энергетики — оно доходнее, но Благоевич решил, что шансов нет — туда берут только парней из Техаса. 8 ноября он начал трудоустраивать свою жену, а 10-го наконец понял, что сделка провалилась: «От них не будет ничего, кроме благодарности. Fuck them!» 12 ноября Валери Джарретт объявила, что не претендует на место в сенате и будет работать советником Обамы. 

Яркая манера речи Благоевича дала повод для шуточного теста «Кто говорит?»: The Daily Beast вперемешку цитирует губернатора и героя гангстерского телесериала Тони Сопрано. Различить их, действительно, сложно. 

Благоевич стал губернатором в 2002 году — тогда малоизвестный конгрессмен, он пообещал искоренить в штате коррупцию и считался реформатором. Тема коррупции всегда была в Иллинойсе актуальной — предшественник Благоевича Джордж Райан (George Ryan) до сих пор в тюрьме. Как замечает консервативная колумнистка The Washington Post Кэтлин Паркер, из восьми последних губернаторов Иллинойса посадили троих, а Благоевич будет четвертым. Кроме продажи поста губернатор неоднократно занимался вымогательством, в разных формах брал взятки за распределение государственных заказов и субсидий и шантажировал издателей влиятельной газеты Chicago Tribune — требовал уволить журналиста, который расследовал его деятельность.

Газета The New York Times считает, что падение губернатора Благоевича ускорил Барак Обама — он продавил принятие сенатом Иллинойса закона об этике, который  ужесточает контроль за доходами политиков. Закон вступает в силу 1 января, поэтому Благоевичу пришлось форсировать события. Во время избирательной кампании Обама старался максимально дистанцироваться от чикагских политиков, многие из которых прямо или косвенно связаны с коррупционными скандалами, хотя с некоторыми из них он сотрудничал на разных этапах своей политической карьеры. 

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/WoSjmGBcd3o&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/WoSjmGBcd3o&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

Сразу после ареста Благоевича Обама, который всегда был с ним в прохладных отношениях, немедленно заявил, что ничего не знал об афере, осудил коррупцию и отказался от дальнейших комментариев, а на следующий день призвал Благоевича уйти в отставку. С таким же призывом выступил глава переходной администрации Рам Эмануэль (Rahm Emanuel). В принципе Обаме все верят, но это не мешает республиканцам радоваться первому послевыборному скандалу. Роберт Дункан (Robert Duncan), председатель Национального комитета республиканской партии, уже назвал комментарии избранного президента «невнятными и недостаточными».

Между тем по мере развития скандала в него будет втягиваться все больше заметных политиков из лагеря демократов. Как утверждают органы следствия, конгрессмен Джесси Джексон-младший (Jesse Jackson), сын известного правозащитника и политика Джесси Джексона, был одним из шести человек, которым Благоевич намеревался предложить место в cенате. Само по себе намерение это ничего не значит — но в одном из телефонных разговоров со своим помощником Благоевич сказал, что «люди кандидата номер 5» (то есть Джексона) начали собирать деньги на покупку места в сенате. Джексон немедленно заявил, что ничего об этом не знает, но его сотрудникам придется объясняться со следствием. Не избежать неприятных вопросов и Валери Джарретт — по поводу ее отказа от места в сенате, и главному советнику Обамы Дэвиду Аксельроду (David Axelrod). В ноябре Аксельрод говорил, что Обама обсуждал с Благоевичем судьбу своего места в сенате. Сейчас Аксельрод настаивает на том, что тогда он ошибся. В любом случае скандал крайне неприятен для Обамы — у него самого и у членов его команды очень тесные связи с политическими кругами Чикаго. Что же касается места в сенате, то его судьба, скорее всего, будет решаться на досрочных выборах — если такое решение примут законодатели штата Иллинойс.