Мужчина против зеркала
Не так давно Арина Холина написала наставление русским мужчинам — им бы, мол, заняться собой. Подкачаться, поухаживать за кожей, ухо проколоть и проследить за тем, чтобы фрагменты плоти не виднелись в зазорах между пуговицами рубашки на животе. Чтобы стать не хуже швейцарцев, подтянутость которых ласкает взгляд, или наряженных с иголочки итальянцев, фланирующих вокруг крепости Fortezza da Basso во время выставки мужской моды Pitti Uomo. Снобщество в комментариях поддержало: да, далеко еще нашим пузатикам до холеных западных мужчин. Странно, что господа проглядели начало большой мужской войны с отражением в зеркале — войны, на которую каждый день отправляются тысячи добровольцев. Пришло время сводок боевых действий.
Пока многие были уверены, что мужчины ходят радостными оттого, что немного красивее обезьяны, а деньги и время на тюнинг фигуры тратят в основном женщины, психиатр госпиталя МакЛин в Массачусетсе Харрисон Поуп опрашивал жителей штата. Он выяснил, что мужчины в недовольстве собой не отстают от женщин, а совсем юные молодые люди даже превосходят девушек в ненависти к собственной фигуре. Специалисты винят во всем видеоигры, персонажи которых такие раздутые качки, что Бэтмен и Супермен из старых комиксов по сравнению с ними выглядят не так супергероично.
Доктор Поуп говорит, что недовольные своей фигурой мужчины, едва записавшись в спортзал, тут же начинают баловаться стероидами: их принимают 4 миллиона американцев. Соавтор Поупа — доктор Шалендер Базин говорит, что среди поедателей стероидов атлетов, которые делают это для улучшения своих спортивных результатов, меньшинство — остальные принимают препараты исключительно ради изменения внешности.
Длительный прием стероидов негативно влияет на память и концентрацию внимания, снижает функции сердечной мышцы, замедляет выработку собственного тестостерона, что впоследствии может привести даже к суицидальным мыслям. Эта информация пока воспринимается обществом довольно прохладно, поскольку стероидные ветераны, начавшие свой путь в 80-е, только сейчас, дожив до 50–60 лет, становятся объектами больших медицинских исследований. Психиатры Поуп и Базин сетуют на то, что слишком малое число их коллег осознали, насколько популярны сейчас у обывателей стероиды, и уж совсем единицы работают над методиками по избавлению от стероидной зависимости.
Этой осенью модные аналитики приветствовали худощавых молодых людей на подиумах. Рынок мужской моды в 2015 году стал стремительно расти, а вместе с ним возросла и потребность в моделях. Арт-директоры марок одежды ведут свою игру: ажиотажу вокруг коллекции не бывать, если во время ее презентации не сломать какой-нибудь стереотип, не разрушить идеал, не устроить провокацию. Многие сделали ставки на субтильных андрогинных юношей и не прогадали: обозреватели пищали от восторга и усиленно распространяли новый тренд. Эти восторги не успели достигнуть кульминации, когда молодой человек по имени Эдвард Сиддонс решил рассказать историю о том, как завязал с моделингом. Последней каплей стали несколько рекомендаций скинуть вес, хотя до этого три года его вес и объемы — те же самые, что в 2016 году, — устраивали работодателей. Его историю комментировали руководитель благотворительной организации Men Get Eating Disoders Too и куратор профсоюза моделей Model Alliance — оба говорили о том, что половина мужчин на подиуме молодеют и усыхают на глазах: рабочие предложения делают 14-летним подросткам. Другая половина по-прежнему качки. То есть сейчас мужская мода подходит к тем же проблемам, что и женская: потенциальные покупатели разглядывают одежду на картинках с тощими подростками.
Что касается самих подростков, то им хуже всех: 18% участников опроса JAMA Pediatrics 2014 года, то есть почти каждый пятый, были недовольны своим весом и пропорциями. Причем половине недовольных хотелось подкачаться, четверти — одновременно и похудеть, и подкачаться, а остальным — похудеть. Исследователи отмечали, что эти подростки были склонны к рискованному поведению, в частности, к изменению сознания с помощью алкоголя или наркотиков. Педиатры организации, которая провела исследование, рекомендовали родителям мальчиков внимательнее присматриваться к сыновьям, чтобы не пропустить первые тревожные сигналы.
Вы, кстати, замечали, что сейчас в любом торговом центре есть павильон, где продаются банки спортивного питания? В Москве бесчисленные точки со спортпитом уже давно стали чем-то обычным, а в Хабаровске резкое увеличение их числа насторожило местных жителей потому, что все эти огромные банки с голографическими наклейками стали популярными среди подростков. Продавцы-консультанты магазинов, конечно, стараются быть с такими покупателями осторожнее. Тем более врачи говорят, что если переборщить со спортпитом (вряд ли 14-летний подросток готовит смесь, пользуясь кухонными весами и калькулятором), можно заработать почечную недостаточность. Понятно, что не спортивные врачи рекомендуют детям пить протеиновые коктейли: вдохновение приходит из пабликов-миллионников с картинками суперсильных мужчин, сдвигающих автомобили одной рукой, и девушек с идеально прокачанными ягодицами.
Некоторые игроки рынка мужской моды, поймав волну разговоров об опасных стандартах мужской красоты, тут же подсуетились. Британский ретейлер Jacamo организовал демонстрацию. Месяц назад, в первый день старта мужской Недели моды в Лондоне группа мужчин вышла на улицу Стрэнд к месту проведения показов с транспарантами: «95% мужчин несопоставимы с моделями, которые представляют мужские коллекции на показах», «Каждый пятый мужчина принимает таблетки для похудения или сидит на жесткой диете». Протестующие говорили о том, что средний обхват талии у мужчин, которых отбирают на показ, около 70 сантиметров, в то время как у среднестатистического британца этот показатель на 20 сантиметров больше. Мужчины с транспарантами также высказались по поводу того, как модели с идеальными телами вгоняют «обычных» парней в депрессию. В этой акции все было хорошо, кроме хештегов с названием ретейлера на каждом транспаранте. Они наводят на мысли о том, что стояние протестующих напротив здания The Store Studios было оплачено как минимум пакетами с одеждой, а то и фунтами стерлингов. Реакция на мероприятие была слабой, наверняка еще и потому, что инициатор кампании, Jacamo, несколько месяцев назад сел в лужу во время своей предыдущей акции чествования «настоящих мужчин». Вся акция была построена на неумной эксплуатации примитивных стереотипов, связанных с маскулинностью.
Редакции модных журналов, которые сейчас стараются быть — или казаться — чуть более человечными (насколько это позволяют отношения с коммерческими партнерами), чаще говорят о разнообразии женской красоты. Но создается впечатление, что бодипозитив — это исключительно «женское» понятие. В СМИ о мужском стиле по-прежнему идеальные торсы. Вы помните хоть одну «бодипозитивную» съемку с мужчиной? Надрываются, как обычно, только медики и психологи, но как бы популярно они ни старались объяснять проблемы, к которым может привести серьезная озабоченность мужчин своей внешностью, обыватели не спешат делать репост — видимо, дожидаются драмы. Первой настоящей крови. Точнее, не дожидаются — они просто смотрят в сторону, противоположную той, где все дальше отодвигается крышка с ящика Пандоры, и сетуют на то, что мужчины старше 20–25 лет плоховато следят за собой.