![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/E6CC9C6E_2824_4A6D_9A9B_0F1BB1ECD756_avatar.jpg)
Катрин Тублина: Джаз и зависть. Как прошла премьера спектакля «Преследователь»
![Фото предоставлено пресс-службой театра Практика](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d0/d0/d0d0fe90d819916e8afcb7b87c166a11dfddcf556a69a32bd29dcdfad4760726.jpg)
Спектакль «Преследователь» — совместный проект Алексея Золотовицкого, выпускника Мастерской Олега Кудряшова, и Алексея Любимова, выпускника Мастерской Дмитрия Брусникина. Обе мастерские в этом году стали резидентами театра «Практика», а «Преследователь», созданный по мотивам одноименного рассказа Хулио Кортасара, стал их первой совместной работой. Это история про критика Бруно и великого джазового музыканта Джонни Картера, прототипом которого стал непревзойденный Чарли Паркер; история о всепоглощающем желании быть значимым, о таланте, который одновременно и дар, и проклятие, о зависти, чувстве полного разочарования в себе и жизни и прочих аспектах внутреннего конфликта творческих людей. Действие сопровождается дивными джазовыми композициями.
![Фото предоставлено пресс-службой театра Практика](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/cc/ac/ccac6a31580b96339c2ee584838cf8d98a1a21e3f134c6c36e83d050fa163266.jpg)
Яркость музыкальной драматургии объясняется тем, что и у режиссера, и у актера особые отношения с музыкой: Золотовицкий окончил джазовое отделение музыкальной школы им. Дунаевского, Любимов почти поступил в консерваторию по классу саксофона. На сцене, на стене висит саксофон — Любимов ни разу за спектакль не прикоснется к нему. Накануне премьеры актер сказал о том, что «Преследователь» — посвящение его педагогу, Томасу Геворкяну, который научил Любимова играть на саксофоне и другим важным вещам. Саксофон можно понимать и как поклон Геворкяну, и как символ вершины, которой невозможно достичь. Актер ранее комментировал мотивы своего персонажа: он мучается от того, что у него есть профессия, которой он может заниматься, но есть и друг, который является великим саксофонистом — и ему кажется, что они несопоставимы.
![Фото предоставлено пресс-службой театра Практика](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/cc/54/cc54f47df07dd58046282b786f9b09b917fd6b5ca534d0120a3eeef2bebd3f8b.jpg)
На сцене два Любимова: один во плоти, другой на экране. Действие начинается с их диалога. Прием не новый: в «Топливе» Александровского, например, герой тоже общается со своей проекцией. Это расширяет пространство моноспектакля. А «Преследователь», конечно, моноспектакль, хоть и не без некоторых «но».
![Фото предоставлено пресс-службой театра Практика](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6b/9b/6b9b4dd5073375e6c49fa1fb88e32346443c2ab7f51b84faa804377bcbdcf13f.jpg)
На сцене помимо Любимова появляются еще три актера: Георгий Шахет, Владимир Капустин, Владимир Абышев. Они скорее живые декорации, чем персонажи, которые играют произведения Джонни Картера или, как билетеры в театральных фойе, демонстрируют «суперуспешную» книгу критика со звучным названием «Six? Sex! Saх?». К концу спектакля они из марионеток Бруно превращаются то ли в хранителей его души, то ли во врачей психбольницы.
![Фото предоставлено пресс-службой театра Практика](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ad/48/ad48880edd20d19014c8c478c585900df5e622db8da6a090e0eea536acb07460.jpg)
Поговорив со своим отражением, Любимов погружается во тьму. Вначале он уверенный в себе критик — сигарета в зубах, пишущая машинка, небрежные разговоры со зрителем. Потом постепенно из рассказчика он превращается в этакого Билли Миллигана, который не различает реальности и вымысла, не знает, кто он есть, с кем разговаривает и он ли это вообще. На протяжении всего спектакля зрители гадают, в какой реальности происходит действие, и тот ли наш Бруно, за кого себя выдает. В этом отгадывании и заключено удовольствие от «Преследователя».