Режиссер Даниэль А. Миллер: Когда климатические изменения заметят все, будет слишком поздно
С«Антрополог» — это, с одной стороны, история про отношения антрополога Сьюзан Крейг и ее дочери-подростка Кейти, а с другой — история про жертв глобальных изменений климата — малые народы, жизнь которых изучает Сьюзан. Для вас какая история важнее? Ключевое сообщение для зрителя — о чем?
В США, да и в России тоже, о климатических изменениях в медиа говорят достаточно много: ученые обсуждают их причины, ищут решения и даже до сих пор спорят, действительно ли эта проблема существует. Мы сняли фильм, рассказывающий о том, как климатические изменения уже влияют на жизнь людей, которые вынуждены адаптироваться к новой среде. Собственно, изучением того, как жизнь людей меняется при разных обстоятельствах, занимаются антропологи. Поэтому эти две истории — о Сьюзан с дочерью и о людях с разных концов света — неразделимы. С помощью личной истории Сьюзан мы лишь рассказываем истории сотен других героев.
СЕсли катастрофа уже происходит, надо переходить от дискуссий к действиям? Вы верите в то, что документальные фильмы могут изменить мир?
Я прекрасно понимаю, что документальные фильмы — это для узкой аудитории. Про климатические изменения вообще смотрят и читают, как правило, только те, кого не надо ни в чем убеждать. Но мы рассчитываем, что основная аудитория «Антрополога» — это дети. Ведь один из главных героев фильма — девочка Кейти, типичный представитель миллениалов. Люди этого поколения скептически или без интереса относятся к политике, науке, экологии. А фильм рассказывает историю обычного подростка — как он открывает для себя мир по-новому. Фильм будут показывать в школах и университетах, а значит, есть шанс, что он повлияет на тех, кто будет принимать решения в будущем, на тех, кто, вероятно, сам в скором времени столкнется с изменениями климата.
СЕсть ли фильмы, которые на вас повлияли так, как вы хотели бы, чтобы «Антрополог» повлиял на других людей?
Я сам создаю фильмы, и мне сложно абстрагироваться от этого, когда я смотрю чужие работы: в первую очередь я изучаю в них технические приемы, стиль, какими способами раскрыта история и характеры героев. До вашего вопроса я не задумывался о том, что фильмы действительно производят на меня впечатление как на адресата какого-то сообщения. Думаю, меня изменил фильм «Неудобная правда», который вышел лет десять назад при участии бывшего вице-президента США Альберта Гора.
Более того, фильм «Неудобная правда» стал точкой отсчета для нового экологического движения. Люди, посмотрев его, не просто соглашались с доводами, признавая проблему климатических изменений, но становились активистами. Такой сильный эффект был достигнут потому, что повествование в фильме построено очень просто, ясно и убедительно. Повторить такой успех — не просто достать новую аудиторию, а побудить людей к действию — очень сложно.
СЗа последние 20 лет были сняты десятки фильмов о глобальном потеплении и климатических изменениях. Кажется, об этом уже все сказано, от фильма к фильму повторяется одно и то же сообщение: все плохо, если не начать действовать сейчас, мы все погибнем. Как сделать документальную ленту о том, о чем все уже знают, свежей, неожиданной?
Это челлендж для современных документалистов. Без эффекта новизны люди даже не начнут смотреть фильм.
В Соединенных Штатах люди становятся более консервативными — можно долго спорить о причинах этого процесса, но это факт, и результаты президентских выборов тому доказательство. Такая конъюнктура невыгодна для общественных дискуссий, дебаты о климатических изменениях все меньше интересуют людей, а тех, кто не верит в них, становится все больше. А это не только обычные люди, но и политики, и даже ученые.
Мы попытались решить эту головоломку, рассказывая о судьбе человечества и планеты через историю отношений ученого и ее дочери. Получилась уже не безликая история про ужасы и последствия климатических изменений — нехватку питьевой воды, потопы, разрушение среды обитания, массовую миграцию, — а история о том, как климатические изменения повлияют на отношения между людьми.
СПочему люди все еще не верят, что проблема существует?
Первые жертвы климатических изменений — а герои нашего фильма действительно лишь первые жертвы, будут еще, — для большого мира невидимы. Они живут где-то на задворках планеты: в Кирибати, Перу, Сибири, на отдаленных островах или глубоко в горах. Сложно поверить в то, чего не видно. Проблема в том, что, когда климатические изменения будут заметны уже для каждого жителя планеты, это будет означать, что точка невозврата пройдена.
СЧто нового вы узнали о людях, пока работали над фильмом?
Меня впечатлили две вещи: то, насколько люди отзывчивы друг к другу, когда всем тяжело и страшно, и то, с какой надеждой они смотрят в будущее. Конечно, есть те, кто не смог оправиться, когда, например, целая деревня оказалась погребенной под водой. Но все же большинство находит силы оставаться оптимистами.
Для некоторых людей потеря дома стала новой возможностью: переезжая, люди ищут лучшее место для жизни, например, такое, где дети получат более сильное образование. Способность людей из потери сделать ресурс стала для меня большим сюрпризом.
СА себя вы считаете оптимистом или пессимистом?
«Антрополог» по сути рассказывает о том, как люди умеют приспосабливаться к изменениям, будь то экологические бедствия или взросление дочери. Человечество дважды прошло через мировые войны, переживает глобализацию, каждый день сталкивается с новыми вызовами. Приспосабливаемость — в человеческой природе. Это вдохновляет и настраивает на лучшее: значит, люди справятся и с климатическими изменениями, переживут их и обязательно найдут способ увидеть в них не только трагедию, но и возможности.