Писающие младенцы, или О пользе академических изданий

Если в магазинах нет марли и пеленок, стоит обратиться к опыту африканских женщин

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Зима. Холодно. Хочется поговорить о чем-нибудь теплом, веселом и одновременно полезном. Например, об Африке. Казалось бы, что там может быть для нашего «детского» блога, кроме сакраментального: «Не ходите, дети, в Африку гулять!» Однако.

Когда у меня родилась старшая дочь, о памперсах в Союзе никто и слыхом не слыхал. Использовали многоразовые подгузники из простыней и марли. Их нужно было шить, стирать, кипятить, гладить и все такое. Очень утомительно, но куда денешься — младенцы, они писаются и какаются, это всем известно. В авторитетных изданиях сообщалось, что раньше года детей к горшку приучать бесполезно — у них еще не сформировался механизм произвольного контроля соответствующих функций. Я, естественно, и не пыталась.

Когда дочь подросла и уже вполне успешно взаимодействовала с горшком, я вышла на работу на свою кафедру эмбриологии и на обратном пути домой часто заходила в магазин «Академкниги», который располагался на Университетской набережной, недалеко от здания Двенадцати коллегий. И вот там-то и стали появляться неказистые книжки из серии «Этнография детства». Я их покупала. Очень симпатичные сборники вполне научных статей о разных обычаях в разных странах, связанных с рождением, взрослением и воспитанием ребенка. Масса интересных и неожиданных для меня фактов.

И среди них безупречно логичное, не лишенное даже специфической академической иронии сообщение из какой-то африканской страны. Матери-африканки в этой стране носят своих детей на себе до двух лет. Когда первый раз спускают их на землю, даже устраивают в селении специальный праздник. До этого ребенок либо привязан у матери за спиной, либо сидит на руках у родственников, либо играет на полу в хижине, приподнятой над землей на специальном помосте. Причина такого материнского поведения с биологической точки зрения вполне понятна — на земле в тех краях для несмышленого младенца слишком много опасностей: инфекции, змеи, скорпионы, ядовитые насекомые. Таким образом, младенец всегда с матерью, всегда спокоен, видит и слышит то же, что и она. И в результате (психологи установили это еще в конце XIX века) до двух лет маленькие африканцы развиваются значительно быстрее, чем европейские дети. Именно из этих психолого-этнографических исследований изначально растут ноги у «передовых» педагогических идей об обязательном таскании новорожденных детей в «кенгурушниках» и тому подобных вещах. Но надо учесть традиции: в два года африканка торжественно спускает своего ребенка на землю и фактически больше его развитием специально не занимается. А европейского ребенка как раз в этом возрасте и начинают конкретно развивать. И впоследствии часто уже не могут остановиться.

Но как же у африканских младенцев насчет пописать и покакать? Если функция и вправду неконтролируемая, то мамам-африканкам не позавидуешь — жара, мухи, воды мало, никаких тряпок не напасешься. И вот этнографы из академического сборника мне невозмутимо сообщают: младенец у этого народа всегда чистый и сухой, потому что как максимум к месячному возрасту мама обучает его писать и какать по ее команде. Есть у них такая специальная методика. Оп-па!

Я очень удивилась, не поняла, кто же прав, но само противоречие запомнила. Потом ко всему этому добавился еще и изданный в перестроечные годы папа Фрейд, с его невротично-сложными взаимоотношениями между горшком, родителями и ребенком. У меня в голове все совсем запуталось!

А потом у меня родился младший сын. Это было в 1991 году. Роддома стояли пустые, такие же, как прилавки магазинов. Пеленки, распашонки и т. д. новорожденному собирали по одной: приезжали подруги и привозили — у кого что осталось от своих детей. А тряпочки-подгузники? Ни простыней, ни марли нет и в помине.

И тут я вспомнила об академических книжках про этнографию детства. Почему бы и нет? Не без труда отыскала их на полках, нашла статью, прочитала внимательно. Методика была описана скупо, буквально в двух словах. Но что ж с того? Как биологу мне в общем было все понятно: фиксированная поза, формирование условного рефлекса по Павлову. Скажу сразу: к месяцу у меня не получилось, только к трем. Но я все равно гордилась собой: ведь у африканок-то — непрерывная традиция, а я работала всего лишь с литературными источниками. И после трех месяцев мой сын не намочил ни одной пеленки или ползунков! Даже педиатры не верили, но этнометодика оказалась вполне рабочей. Очень удобно. Правда, я так и не поняла, где здесь место для З. Фрейда, но ведь он не про африканцев и писал.

Еще про памперсы. Раньше всех (задолго, задолго до европеоидов!) их придумали чукчи, эскимосы и прочие народы Севера (вот ведь, все равно зима вылезла, как ни старалась про жаркую Африку!). При морозе сорок градусов младенчика не очень-то разденешь. Поэтому в меховом комбинезоне у их ребятишек в соответствующем месте есть специальный карман, куда пихают гигроскопичный мох или лишайник. Такой «памперс» северные люди иногда меняли раз в три дня, и носили их детки лет до пяти.

А современные памперсы при их регулярном употреблении задерживают речевое развитие детей — месяцев так на четыре-шесть, если в среднем. Все детские психологи это знают, но прочитать об этом нигде нельзя. Догадываетесь, почему? Причина задержки развития понятна (привет Фрейду!): формирование любого контролирующего механизма развитие стимулирует. А контроль естественных отправлений как раз один из самых древних тренажеров, вмонтированных в становление нашей личности. Если посмотреть на старые (допамперсные) логопедические таблицы по развитию речи (у нас в поликлинике они сохранились), то видно, что их нормативы уже ничему в реальности не соответствуют. Дети в среднем стали начинать говорить позже. Да я и сама это заметила — на своих клиентах. Но, может быть, в этом и нет ничего плохого? Наговорятся еще.

Читайте также

Комментировать Всего 14 комментариев

Катерина, как всегда, интересно! А можно подробнее про африканскую методику?

Ирина, самое смешное, что там все очень просто, построено на условных рефлексах. Мать с рождения следит за младенчиком (надо понимать, что он у нее почти голенький) и в разумное время (после кормления, при беспокойстве и т.д.) придает ему фиксированную и всегда одну и ту же позу (у африканок это, кажется, лежа на материнских предплечьях, попка на сомкнутых материнских ступнях - мать при этом, естественно, сидит). У меня поза была другая, но это значения не имеет.  При достаточной внимательности матери быстро замыкается условно-рефлекторная дуга по Павлову, и уже само принятие позы вызывает у младенчика нужный ответ. Если не лениться и знать, сколько раз в день именно этот младенчик склонен писать и какать, то результат практически стопроцентный.

Хорошо этот вопрос освятили Никитины в книге "Детство без болезней".

Надо сказать, "передовые педагогические идеи" как раз включают отказ от памперсов. "Раннее высаживание" - это когда младенца до года приучают писать и какать по команде. Правда, академических книжек про Африку адепты, скорее всего, не читали.

Отказ от памперсов - "передовая идея"? Вот уж действительно по В.И.Ленину - "Шаг вперед, два шага назад" :)

Они периодически меняются местами с "отсталыми идеями" - раз в столетие примерно.  

ААААА! Для тормозных родителей двухлеток, живущих в театре пантомимы! Катерина, еще раз, пожалуйста, что происходит с памперсами-Фрейдом и речью????

Около года у ребенка (и тут правы советские педиатры) возникает возможность по собственному произволу (а не на условных рефлексах) контролировать эвакуационную функцию организма. Это фактически первый осознанный опыт управления и "производства" чего-либо. (Фрейд в своих трудах уделил этому этапу много внимания и дал весьма оригинальные трактовки. Несомненно одно - многие дети, обретши эту способность, идут дальше и догадываются, что горшок, так же как и еда вполне годятся для того, чтобы манипулировать родителями: "Я поем и покакаю, но ты мне за это..." Я таких манипуляторов сотни видала...) Это самое "обретение контроля" действует на личность очень воодушевляюще, процесс развития идет ускоренным темпом и ребенок осваивает следующую произвольную функцию - вербальную коммуникацию и получение нужной ему информации.

То есть развитие - это ответ на вызов среды (это уже не по Фрейду, а по Г.Селье): не хочу быть мокрым и грязным - научился. Хочу, чтобы меня понимали и отвечали на мои вопросы - учусь быть понятым и задавать вопросы.

Если развитие "контроля над собой" искусственно задерживается (с помощью памперсов или по другим причинам), развитие в целом, естественно, тоже тормозится.

Поэтому старые логопедические таблицы выглядят так: 1 год - 10-15 настоящих слов, 1.5 года - простые фразы из двух слов, 2 года - фразовая речь без употребления причастий и деепричастий. Найти сейчас ребенка, укладывающегося в эти нормативы - некоторая проблема.

Часто ребенок с не стимулированным вовремя центром речи находит  какие-то паллиативы - слоговая или жестовая речь.

Главный негатив здесь - ребенок не задает положенные по возрасту вопросы, т.е. не фильтрует информацию ПО СОБСТВЕННОЙ воле, привыкая полагаться на волю информационного потока, протекающего мимо него. А он у нас нынче бурный...

Вот, Анна, приблизительно так.

Спасибо! Ну, и ужас, конечно!НА вопрос ты будешь говорить - дочь отвечает "Неть", а если спросить кто же будет за тебя, показывает на брата небрежно поводит плечами, говорит: "Едя" (федя)

Катерина, спасибо, как интересно! Я уж промолчу, в каком возрасте моя дочь стала на горшок проситься, а то совсем стыдно будет в контексте Вашей методики. И про памперсы я не знала! Все думала, чего она молчит и молчит, хотя видно, что все понимает. Заговорила только к 3 годам, правда, сразу на русском и на английском. Но памперсы, наверное, тоже повлияли. 

Мария, развитие детей такой сложный и многокомпонентный процесс, что чаще всего мы можем только отмечать в нем какие-то феномены, иногда обобщать и почти никогда - давать им оценку. Но то, что процесс онтогенеза у человеческих детенышей прямо на глазах одного поколения видоизменяется, это интереснейший факт, который ждет своих исследователей.

Спасибо Вам за отклик и интерес к материалу.

вопрос

"процесс онтогенеза у человеческих детенышей прямо на глазах одного поколения видоизменяется" - Катерина, а не могли бы вы рассказать о ваших наблюдениях?

Спасибо за вопрос, Александра. В двух словах не получится, обязательно сделаю отдельный (в двух страницах! :)) материал. Тема действительно интересная.

 

Новости наших партнеров