Почему выбор образовательной среды так важен
Будущее не так далеко, как нам кажется
Мы все недооцениваем фактор будущего. Взрослые должны постоянно держать в голове тот факт, что ребенок выйдет во взрослую жизнь только через 15–20 лет. И если мы не представляем это недалекое будущее хотя бы на уровне трендов, то мы воспитаем детей, которые станут частью системы, воспроизводящей прошлое. Система образования должна быть проактивной, опережающей время, и тогда дети окажутся обладателями актуальных знаний и компетенций и не будут уезжать из России за границу в поисках лучшей доли.
Как выбирать детский сад
В возрасте от 3 до 20 лет люди занимаются своим образованием 70% времени. Генетика ребенка становится все менее важной в сравнении с тем, что может дать ему среда, в которой он находится. Выбирать детский сад для ребенка надо так же, как вы выбираете себе работу. Вы можете пойти в странную организацию на пару месяцев за большие деньги, но потом будете вынуждены снова выйти на рынок труда. Не лучше ли сразу найти интересную работу в компании, миссия и ценности которой совпадают с вашими?
Те же принципы работают при выборе садика. Поскольку дети очень доверчивы и фактически все принимают за чистую монету, выбор среды, в которой окажется ребенок, сильно влияет на его развитие. Если в саду будет принято смеяться над тем, кто описался, ребенок будет думать, что это нормально, если его научат, что всегда надо давать сдачу обидчику, то он будет считать, что это хорошо. И переучить его будет сложно.
Развитие навыков и накопление знаний
При поступлении в любой топовый университет мира от будущего студента требуют демонстрации знаний и навыков, которые он приобрел за время обучения. В финских школах, например, дети учатся собирать электронные цепи. Но ни у одного университета в мире нет требования к абитуриенту «уметь собрать электрическую цепь». Можно привести еще 100 примеров того, чему было бы здорово, но совершенно необязательно научиться в жизни — играть на скрипке, танцевать балетную партию, делать робота, учить латынь. Главное все-таки формировать релевантную базу знаний и не забывать о развитии навыков.
У нас в садике все дети с трех лет делают командные проекты на совершенно разные темы. В командах из четырех человек задача первого — собрать информацию, второго — выжать из нее квинтэссенцию, третьего — оформить презентацию, четвертого — презентовать. Работая над следующими проектами, они меняются ролями, и те, кто уже освоил свои компетенции, помогает «новеньким». Это необходимые навыки, которые нужно развивать с дошкольного возраста. Мы твердо верим, что дети наиболее эффективно усваивают знания, когда они вовлечены в процесс их приобретения, когда они активны, имеют возможность взаимодействовать друг с другом и окружающей средой.
100 баллов и молодые учителя
Представьте, что к 17 годам вашему ребенку нужно набрать условные 100 баллов знаний, навыков и личностных качеств и что ваш ребенок их постепенно набирает. При поступлении в конкурентоспособный университет он должен, в том числе, убедить комиссию, что привнесет в университетскую среду что-то важное и конструктивное, должен иметь какой-то уникальный взгляд и опыт, который сможет описать в мотивационном эссе при поступлении.
И часто так бывает, что помочь ребенку сформировать этот взгляд и набрать эти условные 100 баллов может не «заслуженный педагог России со стажем в 25 лет», а молодые профессионалы. Образование — это вообще вопрос кадров и создания среды для их развития. Наших детей не должны воспитывать тетушки, которые плохо ориентируются в технологическом мире. Мы хотим вести наших детей в будущее, а не кидать в прошлое, поэтому делаем ставку на молодых учителей.