Ольга Алексеева: Как часто вы лично сталкиваетесь с ксенофобией?

Фото: Lise Sarfati/Magnum Photos/agency.photographer.ru
Фото: Lise Sarfati/Magnum Photos/agency.photographer.ru
+T -
Поделиться:
Комментировать Всего 40 комментариев

Наверное, если бы я вел какой-нибудь другой образ жизни, побольше бы социализировался с родным народом, ездил бы в электричках, закупался бы на оптовых рынках и ходил по пешеходным переходам, то, надо полагать, мне удалось бы отмониторить какие-то пряовления ксенофобии в родном городе. А так, за 13 лет жизни в Москве, мне надавали по чавке на национальную тему единственный раз во время футбольного погрома 9 июня 2002 года. И списать это на ксенофобию не очень получается. В этот день единственным убитым человеком был славянин. И это была просто пьяная беснующаяся толпа, глава которой громил троллейбусы и разорил книжный магазин «Москва». А то, что меня они отметелили на национальную тему, никаким индикатором ксенофобии в стране не является.

Ведя ту жизнь, которую я веду, я практически ксенофобии вокруг себя не вижу. Хотя я слышу о ней очень много разговоров, но в мою жизнь и в жизнь моей семьи, близких они совершенно не транслируются.

Просьба к Носику

Антоша, привет.

У меня к тебе есть большая личная просьба, которая, предполагаю, может быть небезынтересна и остальным членам клуба.

Если ты фотографируешь на клубных вечеринках и таким образом пополняешь свой богатый семейный  фотоархив, то я ничего не имею против этого. Но я категорически против того, чтобы ты без моего согласия раздавал мои фотографии, сделанные тобою на этих самых вечеринках разным, как это принято сейчас говорить, интернет-изданиям. Не делай, пожалуйста, больше этого никогда.

Уверяю тебя, никакое интернет-издание никогда не просило у меня твоих фотографий.

Оно могло взять без спроса, это распространённая практика, не мне тебе рассказывать. Но могу тебе напомнить, что на всех тех events, где я фотографирую, также работает десяток штатных фотографов от разных СМИ. Поэтому если у тебя есть с этим проблемы, то стоило заранее о них предупредить, мне б не составило труда лично твои фотографии спрятать вне публичного доступа. На будущее учёл. Если хочешь, могу найти старые фото и убрать. Надо?

Антон, тогда объясни мне, откуда на любимой тобою Ленту.Ру появилась моя фотография, сдланная тобою на 25-летии концерта Мамонова в клубе "Маяк"?

убери. спасибо

или ещё того проще, отсюда:

http://www.snob.ru/profile/about/5190

Все эти три твоих фотки не подписаны ничьим авторством. Но найти их в открытом доступе не составляет труда. Как и скопировать, и перевыложить. Не спрашивая ни у автора снимков, ни у правообладателя. Максимум, чем рисковали б — что автор объявится и потребует несколько сотен карбованцев гонорара. В моём случае такого риска не существует: мне эта практика глубоко чужда и противна, я сторонник creative commons. Видимо, поэтому мои фотки так часто и берут, ни о чём не спрашивая. Ты — первый, кому пришло в голову по этому поводу скандалить. Надеюсь, и последний.

Отвечу.

Я являюсь топ-менеджером компании SUP и появление фотографий на его ресурсах оговорено со мною. Более того, как только я попрошу убрать -- уберут немедленно. Да я сомневаюсь, что кто-нибудь оттуда фотографии будет воровать.

Фотография на "Свободе" делалась в момент интервью, и я был предупрежден, чта оно появится на сайте (для этого и делалась).

Пример про фото на профайле клуба  просто некорректен.

Я по-моему, Антоша, довольно четко обозначил, в чем заключается моя претензия к тебе. Не надо тыкать пальцем -- а вот у них тоже. Когда у меня будут к ним претензии, я об этом сообщу. Публично или нет -- решу.

Оговаривание публикации фотографии с человеком, который на ней изображён - это прерогатива фотомоделей, которые своим лицом в буквальном смысле торгуют, и связаны эксклюзивным модельным соглашением с модельным же агентством. Когда Газета.Ру публикует фотографии Буша, Путина, Меркель, Аршавина, Олега Янковского, Земфиры, Ксении Собчак или Александра Лебедева, она не получает от них предварительно письменного согласия, и не обязана его получать. Ты имеешь полное право перевести стрелки на те фотоагентства, откуда Газета.Ру покупает снимки за деньги, но я тебя сразу могу предупредить: у агентств тоже нет разрешений от Собчак и Янковского.

.

Что касается твоего топ-менеджерства в Супе, ты тут всё напутал. В отношении фотографий, появляющихся в ЖЖ, и перепечатываемых на Livejournal.Ru со ссылкой, Супу никакие авторские права не принадлежат. Только право перепечатки, основанное, смешно сказать, на тех же самых Creative Commons. Суп считает себя вправе брать для фотоленты снимки из блогов, авторы которых этого не запрещают. Если бы Супу для публикации фоток из ЖЖ нужно было заключать письменные договоры с каждым фотографом, то поголовье юридической службы скоро превысило бы весь штат редакции LiveJournal.Ru. Следовательно, у тебя, как у топ-менеджера Супа, не возникает ни малейших прав на картинку, которую забрали из ЖЖ в фотоленту. У тебя по понятиям есть власть сказать Юстасу "убери из своего ЖЖ", потому что Суп платит ему зарплату, но это примерно то же самое, что право Усманова или Дёмы приказать тебе удалить из Газеты.Ру опубликованное там интервью. То есть далеко вне правового поля.

.

Единственная причина, по которой я готов прятать твои фотки из своих фотоальбомов — моё хорошее к тебе отношение и нежелание причинять тебе неприятные ощущения. Юридически 100% прав на эти снимки принадлежит мне, я могу их продавать, раздавать, выставлять в галереях, издавать фотоальбомами. Ситуация была бы иной, если бы фотографии были сделаны, скажем, у тебя в гостях, и после предупреждения, что ты возражаешь против съёмки. Тогда б мои действия были неэтичны и содержали бы, по американским законам, нарушение твоей прайвеси. В данном конкретном случае я всего лишь исполняю твой каприз. По-прежнему не понимая, почему ты захотел капризничать публично.

.

Пальцем я тыкаю исключительно потому, что следую всеобщей практике, о чём ты и сам мог бы догадаться, погуглив картинки на той же Газете.Ру или в фотоленте ЖЖ.Ру. Но, раз ты сам не догадался, то я дал примеры. Только и всего. 

Антон, не еби мне мозги. Выполни мою просьбу. По-моему, я все ясно сказал.

Следи, пожалуйста, за лексикой. Я не ебу тебе мозги, а всего лишь пытаюсь разговаривать с тобой спокойно, аргументированно и корректно. Хорошо б ты тоже чему-нибудь подобному при случае поучился.

.

Прочёсывать вручную альбом из 220 групповых снимков у меня нет сейчас ни времени, ни технической возможности, поэтому единственное, что я мог тут сделать, — удалить весь альбом целиком. Я ровно это и сделал, можешь убедиться.

http://picasaweb.google.com/dolboeb/ZvukiMu

Впрочем, на обнаружение моей фотки в Ленте.Ру от 4 декабря у тебя ушло 60 суток, так что я не рассчитываю, что ты скоро перестанешь ломиться в открытую дверь. А жаль. Потому что повод не стоит выеденного яйца, не говоря уже о том, что твой наезд является жёстким offtopic — как здесь, так и вообще в любом публичном форуме для уважающих себя людей.

Антоша, какой ты настырный.

Не еби мозг, говорю, а ты продолжаешь.

Фотку на Ленте я видел давно. Не было было повода обратиться.

Я лично никогда не сталкивалась.

Меня лично это не касалось за последние лет 10-15. По отношению к другим вижу проявления хоят бы в бытовой речи людей - "черножопые", "эти таджики  понаехали" и пр. Мне кажется, самые большие ксенофобы - власть и милиция.

Странно. А я буквально сегодня. Причем там же, где Вы тоже сегодня побывали - в блоге Ивана Охлобыстина.

Если понимать ксенофобию, как любое внутреннее неприятие "чужаков", то я наблюдаю ее постоянно. Пусть  не в агрессивных формах, но определенные элементы ксенофобии есть у большинства.

А с реальной ксенофобией я пару недель назад столкнулся в Японии. Несмотря на крайне дружелюбное отношение японцев, есть ощущение, что ксенофобия в стране является частью национальной идеологии.

Начиная с приветствие в аэропорту иностранцев, как "Aliens" и заканчивая сотней других мелочей, наглядно демонстрирующих ксенофобию японцев.

Илья, как-то не вяжется вместе - ксенофобия и дружелюбное отношение. Может, не ксенофобия, а закрытость общества?

Думаю, что вопрос в терминологии.

Например, моя бабушка боится негров, когда гостит у тети в Нью-Йорке.

Она не испытывает к ним ненависти или злости, просто боится.

Но этот страх - ксенофобия (неприятие чужаков)

http://en.wikipedia.org/wiki/Xenophobia

Я по роду деятельности часто общаюсь с предтсвителями британского рабочего класса, в основном, строителями. На английских стройках очень много народа из Восточной Европы, особенно из Прибалтики и Польши, а в последнее время все больше стало попадаться румынов и болгаров. Для того чтобы работать в Англии, разрешения на работу им не требуется, надо просто зарегистрироваться в нескольких инстанциях.

Так вот, отношение  строителей-англичан к ним примерно такое: "Вы - хорошие ребята, вы нам нравитесь, личной неприязни нет. Но - лучше бы вы ехали к себе домой и оставили нас в покое, а сюда призжали бы как туристы." При этом на стройке часто встречаются (в основном в туалетах) надписи типа "Go back to Poland/Romania/Latvia, you dirty foreigners", "BNP" (British National Party - крайне правая партия) и т.д.

От моих знакомых из "middle class" ничего подобного я не слышал. 

Я как раз понимаю ксенофобию именно как неприятие "не таких", будь то люди другой национальности, цвета кожи, привычек, культуры. Может быть, термин "ксенофобия" тут не совсем подходит, но другого найти не смогла.

Я тоже пока жила в Москве с ксенофобией сталкивалась только по отношению к другим, но не к себе, в том числе в совершенно обыденных разглагольствованиях каждого второго таксиста о "понаехавших". Столкнулась, как ни странно, переехав в Великобританию, где уже несколько раз чувствовала себя "лицом кавказской национальности": человеком из странной страны, не такой. А уж о том, что даже в весьма приличных, но чисто британских обществах русских встречают исключительно вопросами про водку, олигархов и мороз, я уже как-то даже привыкла...Не привыкла, однако, к замечаниям типа полученного буквально в пятницу о том, что реальный контроль за зарубежным офисом компании могут осуществлять только руководители, направленные из Британии, а местные люди не в состоянии... Вот такие вещи пропустить не могу.

Странно, что ты только сейчас это заметила. По моему, такие "кросс-культурные" проблемы всегда были (причем в международных благотворительных организациях - острее, чем в бизнесе).

Тема для обсуждения есть, но термин "ксенофобия" для этой темы - неудачен. Вот,например, стоит мне спуститься в метро - у меня сразу паспорт проверяют и выражение лиц у проверяльщиков такое, когда они в паспорте никаких поводов для ксенофобии не находят, что могло бы быть иллюстрацией к статье про ксенофобию :) Как-то неприятно думать, выйду ли я из метро невредимым, если вдруг советская привычка проверять, что не забыл паспорт, когда-нибудь даст сбой. Ни в одном другом городе мира ничего подобного не ощущал...

А еще я на себе ощущаю, что означает это слово, когда хочу пригласить на работу кого-то из другой страны, и тут же бью себя по рукам, потому что понимаю, что человека с ярко выраженной "этнической" внешностью могут просто прибить на улице. И в этот момент мне за мой город очень стыдно...

Странно. Здесь уж второй десяток лет, но с ксенофобией не встречался лицом к лицу. Ее зато достаточно у Охлобыстина
Про неприятие "не таких"

Понятие "неприятия", на мой взгляд, довольно растяжимо (unconstitutionally overbroad).

.

"Не принимать" чужую кухню, религию, традицию, культуру — это, на мой взгляд, такая же свобода человека, как и принимать их. И заканчивается она там же, где любая другая свобода: там, где начинается область чужих прав и свобод.

.

Довольно нормально человеку в собственном доме или в своей фирме устанавливать любые порядки. Например, не нанимать работника, который не говорит на общем для сотрудников фирмы языке, пять раз в день по часу молится, отказывается выходить на работу в священный для его религии будний день, носит чадру и открыто называет сослуживцев кяфирами. Я имею полное право не одобрять подобное поведение, и не допускать его в своём доме или офисе. Так же, как любой другой человек имеет право не одобрять моей одежды, ритуалов, привычек, манеры речи.

.

Та ксенофобия, о которой имеет смысл говорить предметно, начинается, на мой взгляд, только там, где кто-то хочет наводить свои порядки и устанавливать кодекс поведения ближнего в чужом доме/офисе или общественном месте. Это неуместно, недопустимо и противоправно. А "подстрекательство" из 282-й статьи — полная чушь, на мой взгляд. Любая религия, кроме, может быть, буддизма, включает тезис о том, что иноверцы — грешники, еретики, отвержены Богом и будут гореть в Аду. К любой религии, разделяющей подобный тезис, и ко всем её адептам, можно смело применять 282-ю и лепить ярлык ксенофобии. Я думаю, что это бессмысленное расширение понятия. Ксенофобия заслуживает обсуждения постольку, поскольку она мешает жить. А что там говорят про мою веру адаты, номоканон и сутры — какая мне разница?! 

Каждый день. Достаточно спустится в метро. Или почитать статьи на mail.ru.

Это в России, а за границей достаточно отойти с проторенных путей в сторону местной маргинальной культуры. В последние годы даже в всегда вежливом и улыбающимся Бангкоке можно столкнутся с проявлениями ксенофобии по отношению к иностранцам.

Анастасия Малявко Комментарий удален

Очень даже сталкивалась, на собственной шкуре испытала. Где? Да через дорогу, в Казахстане. Ненависть к русским/украицам/евреям/немцам/белорусам и т.п., без разницы - чудовищная. Это даже сложно описать. Они (коренное население) ненавидят с такой силой и выразительностью чужих, что идя по улице и видишь, и слышишь, и ощущаешь. Причем, чем глубже вы отклоняетесь от цивилизации, тем страшнее. И ничто им не мешает с телевизора вещать о любви к дружескому народу, лицемеры.

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

Материал из википедии

Ксенофобия (от греч. ξνος, «чужой» и φβος, «страх») — нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Также может (редко) трактоваться буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, то есть фобия в клиническом смысле[источник?]. Понятие «ксенофобия» активно используется в качестве клише, употребление которого являет целью дискредитировать человека, группу лиц, движение, партию и т. д. в глазах других людей (избирателей, телезрителей, читателей и т. д.), вызвав у них сугубо отрицательные эмоции.

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

На ответ Юлии Щербатовой

Прочитала ваш ответ и очень удивилась.  Так ли все изменилось в Казахстане с тех пор, как я уехала?  Мое детство прошло в Целинограде, в школе, где учились дети 49 национальностей (спасибо Сталину, Акмолинскому Лагерю Жен Изменников Родины, Хрущову, голодомору, советской системе распределeния и т.д.).  Но каких-то явных трений на национальной почве я совсем не помню.  Жаль, если страна со всеми задатками для межнациональной толерантности ограничилась лишь разговорами о дружбе народов.  

Зато поездки в командировки в Россию с казахстанским паспортом из США, а теперь и из Велиобритании у меня зачастую с приключениями.  Паспортный контроль  - особая тема для разговоров, но это, наверное, не ксенофобия, а что-то, другое...

Эту реплику поддерживают: Серикжан Есенгос

Почитал дискуссию, и с интересом обнаружил, что моё личное определение ксенофобии и СТАЛКИВАНИЯ с ней узковато. Я, впрочем, останусь при своём понимании. Но считаю нужным его прояснить, раз уж такие разночтения.

.

На мой взгляд, "ксенофобия", о которой имеет смысл говорить применительно к твоему личному опыту — это не чьи-то личные комплексы, выражающиеся в блабла про чужаков, ZOG и "не брат ты мне...", а конкретно некие внешние воздействия, вызванные ненавистью, которые нанесли мне ущерб и причинили страдания. Например, если меня пырнули ножом, избили в подворотне, выгнали с работы, отказали в медицинской помощи, поразили в гражданских правах, задержали на сутки в ментовке. Когда я говорю, что не сталкивался, то только в этом смысле.

.

Если же говорить об антисемитских выступлениях депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, об антисемитских комментах в ЖЖ и клипах на YouTube, то с этим я, разумеется, сталкивался миллион раз. Просто мне совесть не позволяет объявлять себя "жертвой" всех этих убожеских, нелепых выхлопов. К людям, которые в Голландии, Канаде, Германии и США пытаются получить статус беженцев, мотивируя эти заявления ссылками на разгул антисемитизма в России, я не испытываю ничего, кроме брезгливости. 

C ксенофобией, как боязнью чужого, сталкиваюсь довльно часто по работе. Клиенты на первой встрече обычно напрягаются, видя "асланбека", но, к счастью, работаем нормально, поэтому лояльность и комфортность в общении появляется довольно быстро. Хотя однажды в ходе телефонных переговоров напоролся на первую же фразу после моего представления - "Вы чех?" Что, конечно, не может не коробить.

Что же касается ксенофобии, как явного этнического неприязни, то могу сказать, что в последнее время с таковым не встречался, хотя пользуюсь только метро и живу не в центре. Мне кажеться "другие" стали частью ландшафта и освоились, научились не выделятся, да и местные жители уже не представляют свой двор без темного паренька, гребущего снег. Хотя еще 3 года назад лично у меня был конфликт с бритым парнем в метро и он не был единственным И ходить с ножом или травматическим пистолетом, насколько я понимаю, для многих моих земляков все еще актуально.  Ведь за 10 лет проживания в столице от рук националистов погибло 5 моих земляков.

Екатерина Егорова Комментарий удален

Я соглашусь с Антоном, что есть два разных понимания и проявления ксенофобии. Одно - в действиях, пусть то государства или отдельного человека, таких как бесконечные проверки документов у людей, похожих на кавказцев, в Москве или же у чернокожих или арабов в ЛОндоне (по статистике в ЛОндоне для проверки документов останавливают каждого второго чернокожего и только каждого сотого белого), или же скинхеды. И я согласна, что в своей личной жизни можно хоть на голове стоять и через костер прыгать, если не мешаешь остальным. Но вот грань, отделяющая личное от остальных очень тонкая. Я вот со своей работой столкнулась именно в Британии с несколько другой формой ксенофобии - "бременем белого человека" по Киплингу. Так как я работаю в благотворительности, сталкиваюсь с деятельностью десятков британских благотворительных организаций, занимающихся международной помощью. И вот тут-то проявляется особая "благотворительная" форма ксенофобии, когда помогающие-таки помогают, но не уважают и не считают равными себе тех, кому они помогают, как если бы помогали животным. Мне всегда очень хочется долго мыть руки от этих очень респектабельно выглядящих "благотворителей". Если не уважаешь и не считаешь равным того, кому помогаешь, пусть он и бомж, грош цена такой помощи, я думаю.

со словесной? т.е. в речи окружающих, в интернете, в газетах? каждый день. В любом городе притом.

с реальной поведенческой? редко. в этом смысле самый ксенофобский город по моему опыту - Прага.

Вот так задумаешься и поймешь, что в своей жизни ты нечасто сталкиваешься с ксенофобией. Хотя, например, эта проблема поставлена в сериале «Школа», где одна из главных интриг — между скинхедом и дагестанцем. У меня есть теория, согласно которой теперешняя миграция не является опасной для коренного населения. Эти люди головой находятся не здесь, а на родине, и понимают свое культурное отличие от местных. Конфликт начинается, как во Франции, во втором поколении, когда школу заканчивают дети мигрантов первой волны, заявляющие те же права, что и их сверстники. Коренные жители, соответственно, своими правами делиться не хотят. Вот тут-то и начинают жечь машины. Проблема ксенофобии для москвичей станет актуальна не менее чем через десять лет.

Я лично сталкиваюсь, потому что у меня лицо не славянской внешности. Самое страшное, с чем я сталкивалась, что я запомнила на всю жизнь, случилось со мной лет в 25-30, когда я была достаточно красивая эффектная девушка. Я шла в Союз художников. Там были какие-то рабочие, они на меня посмотрели и сказали: «Жаль, что вас Гитлер всех не сжег!» Думаю, это высшее проявление ксенофобии, с которым я столкнулась. Сейчас такого уже нет. Если раньше еврей был самым главным врагом, то теперь есть масса других национальностей, которые «портят жизнь».

Это как в анекдоте: умирает старый армянин и говорит  сыновьям: берегите евреев, после них за нас, армян примутся. Сейчас другие национальности вызывают агрессию, что-то сместилось, но антисемитизм  во многих странах остался.

Наталья Семенова Комментарий удален

Только затронули тему, как я получаю от своей дальней родственницы статью главного борца с евреями А. Проханова, посвятившего номер своей газеты "Завтра" дискредитации Егора Гайдара и отыскиванию неарийских корней . Даже тот факт, что он женат на дочери Аркадия Стругацкого припомнил, чтобы окончательно всю семью заклеймить.

Я же хочу искренне поблагодарить г-на Проханова. Если раньше я не верила семейным легендам, то борец за чистоту расы окончательно убедил меня в обратном. Автор ошибается, когда пишет, что бабушка Егора Тимуровича вышла замуж, имя сына от неизвестного мужчины. Его отцом был двоюродный брат моего деда Леонид Ройзен, которого, разумеется, арестовали в известном году, как раз тогда за его женой и начал ухаживать Аркадий Голиков. Моя тетя Маруся, просидевшая 18 лет в лагере, рассказывала, как Рахиль пришла к моей бабушке советоваться. Ну, а та ей сказала: "Леню не вернешь, а Тимуру нужен отец".

Спасибо, вам товарищ Проханов, за обретение родственника. Да еще какого.

В последний раз - года 3 назад, когда хотел занять вакансию в нашей клинике. Искал подходящего кандидата месяца три, пока на интервью не пришел камерунец. У него был немецкий диплом и очень неплохой язык + хорошие характеристики. Я уже поговорил с шефом и с отделом кадров, когда одна коллега (кстати в целом очень неплохой человек) за чашечкой кофе не решила поговорить со мной "по душам": она в общем конечно не расистка, но хорошо ли я подумал? У этих африканцев совсем другой темперамент и она опасается, что он не справится с нагрузкой... Ну и вообще может дать парню испытательный срок, пусть мол пока бесплатно поработает (в Германии бывает такая практика). Я тогда решил взять его из-принципа, хотя появилась даже более подходящая кандидатка (в определенной степени расизм наоборот). Камерунец оказался отличным врачом и моментально вжился в коллектив. Кстати эта коллега впоследствии стала его опекать и нас даже был с ней конфликт, когда я однажды пытался на него надавить...

Мораль сей басни такова,  что ксенофобия преимущественно возникает по отношению к абстрактному персонажу и куда реже - к кому-то знакомому (который уже как-бы и не "ксено"). Кстати обратите внимание - на блоге Охлобыстина накал страстей несколько смягчялся, когда появлялась фотография конкретного афроевропейца с какой-нибудь знойной блондинкой. Психология - стра(ш)нная штука...

Через день - в той или иной форме. Я живу зимой в ЮАР. У страны сложное прошлое, не менее сложное настоящее плюс масса межрасовой иерархии, исторически сложившейся. Белые - черные, черные-цветные, а также множество нюансов внутри каждого цвета. Апартеида нет, сегрегация есть. Да - и люди говорят в большинстве своем ровно то что думают, политическая корректность на уровне большого бизнеса и политики, в остальных случаях - не стесняются.

Приятель прочел мой комментарий и написал: "А про Гитлера мне Вадик (что в Париже живет) рассказывал, он гостил у своего знакомого немца в Мюнхене, тот краски натуральные делает. Так за ужином сидела его мамик, фрау с кудельками, лет 90. Посмотрела она на Вадика и ясно и по-английски сказала: Много что-то евреев опять появилось. А Гитлер так старался! Далее, как в Ревизоре - немая сцена". 

лично в свой адрес не часто

хотя были 2 забавных эпизода в Вятской губернии....Все дело в том , что большинство местных жителей блондины (ки) "с рыжа"...появление человека "темной масти" безусловно привлекает внимание на бытовом уровне. Дык вот, привез я сюда поработать паренька . Зовут его- Тагир Абдрахманов , он чистокровный татарин, белокожий брюнет-сердцеед. Тагира здесь окрестили таджиком. Я каким то не постижимым образом стал его отцом. Но к чести вятчан этинические разбирательства вокруг нас как то быстро стихли.  История вторая касается местного деятеля и моей бухгалтерши (женщины простой и самобытной). Сцена: У меня тольок что состоялась полуофициальная встреча с вятским деятелем, для корректности , назовем его "Лев Крутер". Раскланялись...Бухгалтерша доверительно склонившись к моему уху громким шепотом сообщает: А вы знаете , что Крутер-ЕВРЕЙ!!!!

 Немая сцена....конечно я догадывался, что Крутер -еврей, но что ЕВРЕЙ!!!! ну ни как не мог догадаться ...есть вот у вятчан такие милые проявления....и Ксенофобией это не назовешь...хотя и где то на грани....в прошлом году с приходом нового губернатора впервые  маршем прошли дэпэнэишники...человек 100 смогли собрать.....

Юлии Щербатовой

Юлия, вы наверное забыли что в Казахстан было сосланы Сталиным целые народы - народы Кавказа, греки, поволжские немцы, турки-месхетинцы, корейцы и т.д. Казахи их собирали по степи и делились последним. Благодаря казахам многие народы сохранились.  Русский язык до сих пор самый распространенный, некоторые казахи даже свой родной позабыли. 

   Или вы просто заурядная невоспитанная шовинистка? 

   Съездили бы вы в Прибалтику, с их паспортами инопланетянина  (Ailien's passport) для нерусских,после нее вам Казахстан раем для русских показался бы.