Собеседники газеты утверждают, что пилот мог потерять ориентацию в пространстве из-за иллюзий. Согласно этой версии, потеряв ориентиры на земле после взлета, пилот стал управлять самолетом, ориентируясь не на приборы, а на собственные ощущения. По мнению участников расследования, лишь иллюзорное восприятие действительности могло заставить опытного летчика вместо набора высоты направить Ту-154 в смертельное пике с креном в 55 градусов.

Из данных речевых самописцев стало известно, что при пикировании весь экипаж молчал. Лишь на девятой секунде штурман сказал: «Командир, мы падаем». Экипаж уже не мог спасти людей. Экспертов удивило, что на предупреждение штурмана пилоты даже не ответили.

«Через несколько секунд после отрыва от хорошо освещенной и размеченной полосы ты пересекаешь также подсвеченную береговую линию и сразу попадаешь как будто в черную дыру» — описал специфику полета над ночным морем один из авиаэкспертов. В этот момент инстинкт самосохранения подталкивает пилота к тому, чтобы пренебречь показаниями приборов и ориентироваться на свой вестибулярный аппарат.

Противники этой версии утверждают, что приборы могли быть неисправными. Чтобы проверить это, к расследованию привлекли международных экспертов. Также скептики «иллюзорной» версии указывают на то, что второй пилот не пытался помешать командиру, а одинаковые иллюзии у двух летчиков возникнуть не могли. Сторонники теории отмечают, что второй пилот мог не успеть отреагировать или не решиться отобрать штурвал у командира.

Ранее «Коммерсант» со ссылкой на свои источники писал о «странных действиях» экипажа Ту-154. После взлета командир экипажа Роман Волков по непонятной причине перевел самолет в режим посадки и игнорировал показания приборов.

Источник «Сноба» назвал главной причиной катастрофы перегрузку Ту-154. «Ключевыми факторами, повлекшими катастрофу, стали погодные условия и нарушение центровки самолета», — рассказал источник, знакомый с ходом расследования.

Ту-154 разбился в Черном море 25 декабря. Самолет вылетел из Адлера в Сирию. Погибли все 92 пассажира, среди которых был ансамбль имени Александрова и филантроп Елизавета Глинка.