Чувственность, телесность и феминизм. Календарь Pirelli в МАММ
Выставка Календаря Pirelli стала частью X Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017». Питер Линдберг — единственный фотограф, который делал календарь трижды: в 1996, 2002 и 2017 году. Кроме его работ в экспозицию вошли лучшие снимки других звезд, которые сотрудничали с Pirelli: Хельмута Ньютона, Энни Лейбовиц, Патрика Демаршелье, Брюса Вебера и других.
История Календаря Pirelli условно делится на три периода: середина 60-х, когда его стиль только формировался и на фоне сексуальной революции фотографы искали грань между эротическим и порнографическим образом; середина 80-х, когда глянцевые фото рассматривались как репрезентация действительности, и, наконец, настоящее время, когда фотографии отражают не столько внешнюю, сколько внутреннюю красоту женщины и ее силу. Если вначале для Календаря Pirelli снимались профессиональные модели, соответствующие понятиям об идеале красоты своего времени, то последние Календари посвящены выдающимся женщинам.
Предлагая Линдбергу поработать над выпуском 2002 года, креативный отдел Pirelli прямо сказал фотографу: «Мы устали от примитивной сексуальности!» Тогда он сделал съемку, в которой акцент был смещен с красоты женских форм на интерес к личностям: в его объективе оказались восходящие звезды Голливуда — Сэльма Блэр, Бриттани Мерфи, Эрика Кристенсен и другие — в привычных для них условиях: среди кинокамер и гримерных ламп. Для проекта 2004 года Ник Найт сделал серию коллажей, предварительно собрав импровизированный экспертный совет, в который вошли Бьорк, Стелла Маккартни, Катрин Денев, Трейси Эмин и еще десять женщин — деятелей культуры. Он провел опрос насчет того, что бы им хотелось видеть в Календаре, поскольку опасался, что взгляд на моделей будет чересчур «мужским». Главным «героем» в 2008 году стал Китай и его эстетика. Патрик Демаршелье собрал самых востребованных моделей того года и сделал съемку в духе «стерильного глянца», как выразилась искусствовед Валерия Агафонова, которая стала проводником снобщества по миру Календаря Pirelli. Спустя три года за камеру встал Карл Лагерфельд и представил совершенно телесный проект, в котором, однако, были и модели-мужчины. Героинями прошлогоднего Календаря авторства Энни Лейбовиц, как мы помним, стали женщины разных возрастов, рас и профессий — это резко отличалось от пинап-съемки моделей в латексе, которую сделал Стивен Майзел в 2015-м. Одним словом, вся новейшая история Календаря — противостояние физического и метафизического.