«Подумают, будто я никчемная». Что такое ЭКО и как оно работает в России

ЭКО — это экстракорпоральное оплодотворение. Яйцеклетки оплодотворяют in vitro, «в пробирке». Получившихся эмбрионов держат несколько дней в инкубаторе, а затем переносят в матку. Первый в мире «ребенок из пробирки» появился на свет в Британии в 1978 году, в СССР — в 1986-м.

ЭКО — легальная и достаточно эффективная процедура, однако в России к ней относятся неоднозначно. Женщины на тематических форумах рассказывают, что сталкиваются с непониманием и осуждением.

«Вокруг полно людей, которые думают, что экошные дети не люди. Поэтому не буду говорить, чтобы не травмировать ребенка».

«Иногда кажется, что, если скажу про ЭКО, подумают, будто я никчемная и чуть ли не ущербная... Хотя для меня это такой шанс...»

«Никто не знает о наших проблемах, все думают, что мы пока не готовы, и начинают поучать, что время идет, а дети — это цветы жизни. Уже некоторых друзей обхожу стороной».

В 2013 году ЭКО ввели в систему обязательного медицинского страхования. Стоимость процедуры в частных клиниках колеблется от 100 до 400 тысяч рублей. С 2008 по 2012 год в России провели 228 446 ЭКО. «В целом по стране эффективность составляет более 30%, то есть каждый третий цикл ЭКО выходит в беременность», — отчиталась министр здравоохранения Вероника Скворцова. 

«Или убить, или отдать». Что делать с лишним эмбрионом?

Но будущих родителей не очень волнует поддержка Минздрава и цифры эффективности. Они озабочены этическими проблемами. И первая из них  — что делать с лишними эмбрионами? Во время ЭКО в матку женщины переносят не более двух эмбрионов — это снижает риск многоплодной беременности, — а остальных замораживают. На форумах такие эмбрионы называются «снежинками». Хранение «снежинки» — платная услуга, сроки хранения оговариваются в договоре и продляются по желанию супругов. Замороженные эмбрионы можно использовать для повторного зачатия, можно отдать другим бездетным, передать в лабораторию для научных целей или просто уничтожить.

«Просто забыть про снежинку я не смогу. Не получится. Вариант "отдать" как-то даже не рассматривался. Я же уже знаю, какие из этого "помета" детки получились. Мое оно. Вот и получается — или убить, или отдать. Ужас», — пишет женщина на одном из форумов.

Бездетная женщина за 40, много лет мечтающая о детях, просит отдать эмбриона ей. «Знать, что где-то растет твой ребенок? Не с тобой, не ты его прижимаешь к груди, не тебя он называет "мамой"? А если они его будут бить? Никто не застрахован. Эти мысли не будут давать покоя, я себя знаю», — отвечает ей другая.

Тут же советуют отдать эмбрион в лабораторию: «Это более болезненное решение, но зато это очень важно для будущих экошниц и будущих деток. Ведь благодаря этому эмбриологи продвинулись в лечении ЭКО-методами».

Рядом — настоящая  доска объявлений.

«Девочки, дорогие, отдам на усыновление двух прекрасных эмбриончиков. Твердые хорошисты. Детки наверняка очень красивые и умненькие. Сужу по своему сыночку».

«Хочу найти достойных усыновителей моим шести эмбрионам (четыре девочки, один мальчик и один непроверенный). Я пока мальчика попридержу, а девочек отдам».

Решить судьбу эмбрионов мирным способом получается далеко не всегда. У супружеской пары из Самары с помощью ЭКО родился мальчик. Несколько эмбрионов оставили на хранение. Через какое-то время пара развелась. Бывшая жена грозилась снова забеременеть, чтобы муж платил алименты на нескольких детей. В 2016 году мужчина обратился в суд, чтобы эмбрионов утилизировали, и выиграл дело.

В феврале 2016 года супруги из Черкесска после нескольких лет безуспешных попыток зачать ребенка обратились в петербургскую клинику для проведения ЭКО. Беременность так и не наступила. Тогда же семейная пара заключила с клиникой договор о криоконсервации неиспользованных эмбрионов. Но затем отношения между супругами испортились, и в ноябре 2016 года муж потребовал уничтожить эмбрионы. Жена хотела было судиться с клиникой, однако вскоре отозвала иск.

«Чужой муж сдаст сперму». Врачебные ошибки в ЭКО

В декабре 2016 года выяснилось, что в одной из нидерландских клиник перепутали пробирки со спермой и вполне вероятно, что 26 женщин, прошедших через ЭКО, растят или вынашивают детей, зачатых не от своих мужей.

«Меня вот сегодня с другой пациенткой перепутали, однофамильцы. Вот так возьмет другой муж сдаст сперму, и что тогда?» — вопрошает будущая мама.

Страхи эти вполне обоснованны. В 1998 году врачи по ошибке подсадили белой американке Донне Фазано не только ее собственные эмбрионы, но и эмбрион афроамериканки Деборы Перри, которая проходила курс ЭКО в той же клинике. В результате Донна родила двух мальчиков — белого и темнокожего. Супруги Перри в итоге отсудили ребенка себе. В 2003 году в Британии у белой пары также из-за халатности врачей родилась темнокожая двойня. Суд оставил детей в белой семье. В 2009 году в одной из лондонских клиник яйцеклетки троих женщин оплодотворили чужой спермой, впрочем, ошибку обнаружили до подсадки их в матку.

«Ребенок от донорской спермы — это измена мужику». Что про ЭКО думают мужчины

В процедуре ЭКО иногда применяется донорская сперма. Основные показания  — бесплодие, наследственные заболевания партнера или просто его отсутствие. Донорская сперма может быть получена от неанонимного донора (родственник или знакомый) или из банка спермы. Часто мужчины воспринимают использование донорской спермы как измену. На одном из форумов женщина рассказала, что хочет использовать донорскую сперму, поскольку у мужа эпилепсия, а она боится, что заболевание передастся ребенку. Муж категорически против. Вот что ей ответили мужчины:

«Честнее будет просто подкидыша из детдома взять».

«Ребенок от донорской спермы —  это измена мужику».

«Когда я, допустим, беру женщину с готовым уже ребенком — это было до меня и без меня. Но если чужая сперма в матку моей женщины пролезет при мне — это уж, прошу прощения, ненормально!»

«Я б на месте мужа сказал вот что. Хочешь ребенка от другого, потому что я болею эпилепсией? Валяй, только вынашивать ребенка будет суррогатная мать. Потому что твой идиотизм тоже ребенку по наследству может передаться. Посмотрю, как его жена запоет».

Донорская сперма — не единственный страх мужчин. Некоторые принципиально отказываются от ЭКО.

«Мой муж уже достаточно взрослый. Зрелый мужчина. Но до сих пор считает, что дети в пробирке — это плохо. Что раз не получается естественным путем, значит, так и должно быть. И прилагать усилия не хочет», — рассказывает одна женщина.

«Скорее, это смесь страхов — боязнь врачей и "уколов" (давно известно, что большинство мужчин жутко боятся всяких там врачей и непонятных процедур) и, вместе с тем, боязнь огласки (ага, мужики скажут, что я не мужик, не смог сам!)», — предполагает другая.

По мнению прочих, за отказом от ЭКО скрывается «банальное нежелание иметь детей» и брать на себя ответственность: «Если очень хочется стать отцом, никакой страх не помешает сделать процедуры».

«Это грубейшее нарушение прав ребенка». Что говорят противники суррогатного материнства

Еще больше дискуссий в обществе вызывает тема суррогатного материнства, когда женщина при помощи ЭКО вынашивает чужого ребенка. В России c 2008 по 2012 годы суррогатные матери выносили и родили 1245 детей. По данным директора Европейского центра суррогатного материнства Владислава Мельникова, в 2015 году от суррогатных матерей родилось около 1200 детей.

«Официальный подсчет ведется только в государственных клиниках. А суррогатным материнством в основном занимаются частные клиники, их никто не обязывает отчитываться. На мой взгляд, в нашей стране около 5000 суррогатных матерей», — отметил Мельников.

По закону биологические родители могут забрать новорожденного из роддома и оформить его на себя только после согласия суррогатной матери.

27 марта сенатор Антон Беляков внес в Госдуму законопроект о запрете суррогатного материнства. Он уверен, что это «грубейшее нарушение прав ребенка, прежде всего — на личную и семейную идентичность».

Елена Мизулина предлагает приравнять коммерческое суррогатное материнство к торговле людьми.

РПЦ заявила, что «суррогатное материнство унижает человеческое достоинство и является нравственно сомнительной технологией репродуктивного здоровья». Церковь предлагает бездетным парам забирать сирот из детдомов.

Но, несмотря на это, лишь 26% россиян считают суррогатное материнство морально неприемлемым, 76% считают возможным воспользоваться услугами суррогатной матери, а каждый второй уверен, что суррогатные матери делают полезное дело.

«Ты — просто грядка, на которой растут дети». Как становятся суррогатной матерью

Суррогатными матерями могут стать психически и физически здоровые женщины 20–34 лет, уже имеющие здорового ребенка. У них не должно быть выкидышей, преждевременных родов и кесарева сечения. Иногда предъявляются дополнительные требования: например, не более двух родов. Вознаграждение для суррогатной матери за рождение ребенка в зависимости от региона и клиники колеблется от 600 тысяч до 1,6 млн рублей; за рождение двойни доплачивают еще 150–200 тысяч рублей. Также в течение беременности женщина обычно получает порядка 15–25 тысяч рублей ежемесячно, ей предоставляют жилье, питание, юридическое сопровождение.

У суррогатных матерей, разумеется, тоже есть тематические форумы.

«Если с самого начала есть психологический настрой, что дети не твои, а ты — просто грядка, на которой они растут, то никаких проблем не будет. Главное — видеть биородителей лично и наладить эмоциональный контакт, тогда все будет прекрасно».

«Я подарила жизнь двум новым мужчинам, которых их биологическая мама не могла выносить по медпоказаниям. Всем, кто хочет написать, как можно выносить и отдать? Ответ сразу: я знала, на что иду. Дети не мои биологически. Я людям подарила радость материнства и отцовства. Беременность была очень тяжелая, притом что у меня самой двое детей. Беременная я с детками разговаривала, как со своими, но когда родила, смотреть на них не стала, и очень рада, что у них все хорошо. Папа присутствовал на родах, и такого счастья у мужчины никто из акушерок не видел! Никаких материнских чувств к этим детям не было, я знала, на что шла. А денег я получила, которых даже близко на комнату в 10 метров в коммуналке не хватит».

«Не каждая женщина способна стать суррогатной мамой. Я была — и об этом не жалею. Единственный минус в том, что если знакомые узнают, то как-то не совсем уважительно будут относиться к таким, особенно те, кому за сорок и дети выросли».

И словно в подтверждение мысли суррогатной матери на форум приходит хейтер.

«Вы инкубаторы и шлюхи… поддерживаете этот маразм… еще и детей мучите… Шалавы копеечные. Таким лучше не размножаться в целом. Стрелять вас надо. Хуже, чем детоубийцы».

Суррогатное материнство и мошенничество

Обычно репродуктивные клиники сами занимаются поиском кандидаток в суррогатные матери. В противном случае можно потерять деньги. Например, в Перми мошенница, предлагавшая услуги суррогатной матери, получала ежемесячное пособие, при этом беременна не была и показывала заказчице поддельные медицинские документы. Суд приговорил мошенницу к обязательным работам. Жительница Краснодарского края, выдавая себя за потенциальную суррогатную мать, взяла у двух москвичек деньги на медобследование, а затем пропала.

Нередки случаи, когда суррогатная мать отказывается отдавать ребенка биологическим родителям. Сергей и Марина Фроловы из Петербурга в течение 20 лет безуспешно пытались завести детей. Они обратились в агентство, предоставляющее услуги суррогатных матерей. Татьяна Суздалева выносила для супругов двух мальчиков-близнецов. По словам Фроловых, за неделю до родов Суздалева потребовала увеличить гонорар, прописанный в договоре. А потом и вовсе пропала. Теперь судьбу детей решает суд. Суздалева отказывается от денег и не хочет отдавать детей. В феврале суд встал на сторону биологических родителей. Однако Суздалева собирается обжаловать решение в Верховном суде и ЕСПЧ. Девятимесячные мальчики по-прежнему живут с ней.

Детективная история произошла в Москве. Николай Смирнов и Ольга Миримская, не состоявшие в зарегистрированном браке, прибегли к услугам суррогатной матери Светланы Безпятой. Та не дождалась рождения ребенка, оформила его на себя и сбежала из клиники. В мае 2015 года Безпятая, получив от Смирнова деньги, вывезла новорожденную девочку на Кипр. Женщину с ребенком задержали, малыша передали биологической матери. Сейчас суррогатную мать обвиняют в мошенничестве, похищении человека и торговле людьми. Смирнова объявили в международный розыск по обвинению в торговле детьми.

Несмотря на все этические, юридические проблемы ЭКО и суррогатного материнства, для некоторых эти методы остаются единственным шансом воспитать собственного ребенка. В конце прошлого года англичанка Джули Брэдфорд родила себе внука. У ее дочери Джессики диагностировали рак шейки матки. Перед операцией девушка заморозила свои яйцеклетки. Впоследствии ее мать выносила ребенка, которого зачали в пробирке с использованием спермы зятя.

В 2010 году россиянка Наталья Климова, используя замороженную сперму умершего сына и донорскую яйцеклетку, с помощью суррогатной матери стала бабушкой.